Действующий

Об утверждении Программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области на 1997-2003 гг.

1. Анализ состояния жилищно-коммунального хозяйства


Создание необходимых условий по качественному и надежному жилищно-коммунальному обслуживанию населения является основой социальной политики государства. В последние годы жилищно - коммунальное хозяйство области переживает большие трудности, значительно отстает от современных требований.

По состоянию на 1.01.97 общая площадь жилищного фонда области составляет 79,65 млн. кв. м, в том числе в городской местности - 53,1 млн. кв. м, в сельской - 26,55 млн. кв. м. Из них 12,7% общей площади жилья имеют износ более 40%. 1110 тыс. кв. м жилых помещений области размещено в ветхих и аварийных строениях. В них проживает около 72 тыс. человек. (Численность населения области - 4415 тыс. чел.).

Начавшаяся в 1989 году приватизация жилищного фонда привела к формированию в области рынка жилья. (К началу т. г. населением приватизировано 434 тыс. квартир). Более активно процесс приватизации прошел в сельских районах, где в собственность граждан передано 83% жилья. Проводится продажа незаселенных жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда. Удельный вес жилья, находящегося в муниципальной собственности, значительно увеличился за счет передачи государственного жилищного фонда. За последние 4 года было передано более 12 млн. кв. м жилья.

В настоящее время в области сложилась следующая структура жилищного фонда (таблица 1).

С целью эффективного обслуживания жилищного фонда, находящегося в муниципальной собственности, произведено разграничение функций управления и хозяйственного ведения в сфере ЖКХ. В 44 территориях области созданы службы "Заказчика" (86%), организовано 62 товарищества собственников жилых помещений.

В то же время вопросы ликвидации существующего монополизма в сфере предоставления услуг по эксплуатации жилищного фонда в области решаются очень медленно. В отдельных случаях договоры на коммунальное обслуживание заключаются формально и не обеспечивают минимальных стандартов качества обслуживания. Не создан реальный механизм стимулирования ресурсосбережения. Продолжает нарастать износ основных фондов, снижаются надежность и устойчивость систем инженерного обеспечения.

Анализ затрат предприятий и организаций области, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, показал, что по сравнению с 1994 годом эти затраты увеличились в 3,8 раза и составили в 1 полугодии 1997 года 7367 рублей в месяц на 1 кв. м среднеэксплуатируемой общей площади жилых помещений.

Преобладающими в платеже населения и в общих затратах на жилищно-коммунальные услуги являются составляющие за отопление и горячее водоснабжение. В платеже населения они составляют 63%, в затратах - 70%.

На втором месте по величине - услуги водоснабжения и водоотведения. В платеже населения и затратах они составляют соответственно 21% и 16%.

При этом уровень затрат на обслуживание жилья в общих затратах составляет только 10%, тогда как в 1991 году этот показатель был более 54%. Это говорит о том, что темпы роста стоимости коммунальных услуг за последние 5 лет намного превышали рост стоимости услуг по эксплуатации жилья.

Доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в среднем по области увеличилась с 7% в декабре 1996 года до 8,7% в июле т.г.

Одновременно с увеличением ставок и тарифов на жилищно - коммунальные услуги для населения в области предоставляются субсидии на оплату этих услуг малообеспеченным гражданам, имеющим среднедушевой доход ниже прожиточного минимума.

За период введения новой системы оплаты жилья и коммунальных услуг органами местного самоуправления такие субсидии были предоставлены 29,3 тыс. семей, в 1 полугодии 1997 года - 52,7 тыс. семей. Средний размер субсидии на одну семью в 1997 году составил 38,8 тыс. рублей в месяц. В то же время многие предприятия и организации области, имеющие на балансе жилые дома, не предоставляют гражданам, проживающим в них, субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг.

С переходом на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг уровень платежей населения по отношению к уровню затрат возрос с 2-3% до 20-40%. В то же время темпы роста затрат на жилищно-коммунальные услуги опережали темпы инфляции, в результате также увеличивались бюджетные дотации на содержание жилищного фонда и покрытие разницы в ценах на тепловую энергию.

Вместе с тем, неплатежи как граждан, так и организаций, финансируемых в основном из бюджета, не позволяют сохранить устойчивое финансирование организаций жилищно-коммунального хозяйства.

Одним из способов преодоления кризиса в отрасли является изменение системы финансирования, то есть переход от бюджетного дотирования к полной оплате жилищно-коммунальных услуг потребителями, при условии обеспечения социальной защиты малообеспеченных семей.

Но если на предыдущем этапе реформирования жилищно - коммунального хозяйства увеличение доли затрат, покрываемых за счет платежей населения, происходило, в основном, путем повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги, то на новом этапе целесообразно сосредоточить усилия на снижении издержек производителей услуг и повышении их качества.