В 1997-1998 гг. в области должны быть разработаны и введены в действие методы антимонопольного регулирования естественных монополистов (энерговодоснабжающие организации).
Это регулирование возможно путем реализации комплекса мер как экономического, так и административного характера, осуществляемых на областном и муниципальном уровнях.
В связи с этим Администрации области и органам местного самоуправления необходимо:
- разработать систему регулирования и контроля за тарифами на коммунальные услуги для населения и других потребителей (областная энергетическая комиссия, местные тарифные комиссии, отделы цен). В работе комиссий обеспечить участие представителей органов местного самоуправления (службы Заказчика, финорганов, отдела по труду), организаций по защите прав потребителей и представителей органов государственного надзора. Осуществлять при регулировании тарифов на коммунальные услуги выделение работ, которые могут быть проведены на конкурсных началах (сезонные ремонтные работы капитального характера, закупка топлива и материалов и т.д.);
- определить эффективную организационно-правовую форму предприятий - естественных монополистов, повышающую их экономическую и финансовую независимость;
- определить обязательства и ответственность между организацией - естественным монополистом и органом власти соглашениями о производственной деятельности;
- разработать меры по проведению политики энергоресурсосбережения;
- контролировать обеспечение в рамках договорных отношений гарантированного обслуживания потребителей жилищно-коммунальных услуг на уровне федеральных и региональных социальных стандартов.
При выборе организационно-правовых форм предприятий - естественных монополистов необходимо учитывать следующее:
Основные фонды подотраслей коммунального хозяйства можно подразделить на две группы. Одна (так называемые технологические фонды) включает инженерную инфраструктуру - сети, котельные, насосные станции, очистные сооружения и тому подобное. Вторая (производственные фонды) состоит из объектов, обеспечивающих обслуживание фондов первой группы. Сюда входят гаражи, мастерские, производственные здания и тому подобное.
Органами местного самоуправления могут приниматься решения о передаче основных фондов в хозяйственное ведение или оперативное управление коммунальным организациям-Подрядчикам.
При акционировании предприятий жилищно-коммунального хозяйства необходимо учитывать различный порядок приватизации производственной и технологической частей основных фондов. Объекты коммунального назначения могут обслуживаться муниципальными предприятиями или акционерными обществами при сохранении за органом местного самоуправления контрольного пакета акций.
Расчленение единого коммунального ресурсоснабжающего предприятия на отдельные предприятия по поставке тепла, воды, электричества и т.д. для малых городов нецелесообразно.
С целью осуществления государственной политики, при решении вопросов регулирования деятельности естественных монополий по поставке коммунальных услуг, следует заключать с указанными предприятиями ЖКХ Соглашение о производственной деятельности. Это - официальный долгосрочный контракт между энерго-, водоснабжающими организациями и муниципальными органами власти, накладывающий на стороны обязательства по достижению целей, касающихся уровня и качества услуг, эффективности управления и эксплуатации, финансов и инвестиций. При этом финансирование из бюджета должно производиться в зависимости от выполнения планового объема услуг, показателей качества и надежности коммунального обслуживания. Согласно Соглашению муниципальные органы власти обязуются поддерживать эти организации в достижении указанных целей, например, путем предоставления права на своевременные повышения тарифов, налоговых льгот или путем внесения своей доли в инвестиции.
Стратегия, изложенная в этих соглашениях, не должна подвергаться изменениям, но регулярные пересмотры возможно понадобятся для того, чтобы отражать непредвиденные перемены. Соглашение должно включать в себя цели с четкими сроками - ежеквартальные, полугодовые или годовые, - касающиеся следующего:
- достижение эффективности, сокращение численности штатов, обучение персонала;
- внедрение усовершенствованных систем управления и контроля;
- мероприятия по более качественному обслуживанию потребителей и коммерческим операциям;
- повышение производственной эффективности;
- учет потребления с использованием счетчиков, снижение потребления с помощью управления спросом;
- сокращение потерь путем устранения утечек;
- снижение неучтенного расхода воды или энергоресурсов;
- цели по затратам на управление, техническое обслуживание и эксплуатацию;
- расчеты доходов, в том числе уровней тарифов;
- годовые уровни инвестиций, общее описание инвестиционной стратегии и конкретные инвестиции.
Наиболее важное требование для успешного выполнения Соглашения - это определение реалистических целей.