Изменение механизмов финансирования жилищно-коммунального хозяйства призвано создать финансовые предпосылки для становления этой сферы как отрасли реальной рыночной экономики.
Изменение механизмов финансирования предусматривает:
- переход до 2003 года на полную оплату населением затрат на обслуживание жилья и коммунальных услуг;
- реформирование системы ценообразования на услуги ЖКХ;
- создание механизмов привлечения внебюджетных инвестиций в ЖКХ;
- формирование муниципального заказа на жилищно-коммунальные услуги.
5.1. Переход на полную оплату населением затрат на обслуживание жилья и коммунальных услуг.
Администрация области и органы местного самоуправления, при определении темпов повышения уровня платежей населения за жилищно-коммунальные услуги, должны учитывать региональные стандарты, реальную социально-экономическую ситуацию в регионе и уровень доходов населения.
Утверждение ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения должно осуществляться органами местного самоуправления на основании решения тарифной комиссии, сформированной из представителей финорганов, отдела цен, общества по защите прав потребителей, депутатов и специалистов службы Заказчика или иного органа, осуществляющего управление муниципальной собственностью.
При утверждении ставок и тарифов на услуги предприятий ЖКХ должны учитываться реальный объем выполняемых работ (услуг) и экономически обоснованные затраты.
Органами местного самоуправления принимается решение о введении полной оплаты не первого жилья и жилья, превышающего некоторые социальные нормативы (эти нормативы в общем случае могут быть больше стандартов социальной площади жилья для расчета жилищных субсидий).
При этом следует учитывать дополнительную площадь, которая предоставляется отдельным категориям граждан, но не более 20 кв. м общей площади на семью.
На новом этапе реформы целесообразно ввести повышенную оплату лишь для семей, занимающих жилье, значительно превышающее (не менее чем на 10 кв. метров на члена семьи) по площади социальную норму, организовав одновременно систему помощи семьям в купле - продаже или обмене жилья при переезде в жилье меньшей площади.
Наниматели и собственники жилых помещений, имеющие второе жилье, отвечающее всем требованиям социальной нормы, качества и благоустройства, должны оплачивать его содержание и предоставление коммунальных услуг в полном размере.
На те виды услуг, при предоставлении которых возможно развитие конкуренции или создана эффективная система антимонопольного регулирования, в частности, жилищных услуг по сравнению с коммунальными, целесообразно применять ускоренные темпы роста оплаты населением. Такой подход может заметно повысить качество обслуживания жилищного фонда.
С целью улучшения собираемости платежей, повышения дисциплины и ответственности жителей за оплату жилищно-коммунальных услуг необходимо применять не только принудительные меры, но и информационно-разъяснительные. Правильно, информационно полно подготовленная квитанция об уплате за жилищно-коммунальные услуги, информация о работе службы жилищных субсидий, доброжелательное напоминание о просроченном платеже, возможность погашения задолженности в рассрочку резко повышают уровень сбора платежей.
5.2. Реформирование системы ценообразования на услуги ЖКХ.
Основная цель реформирования системы ценообразования - переход к полной самоокупаемости и ликвидации перекрестного субсидирования населения при оплате коммунальных услуг промышленными предприятиями, что позволит приблизить структуру расходов населения к реальной структуре затрат на коммунальное обслуживание, а также снизить неоправданно завышенные тарифы для промышленных потребителей.
Структура оплаты жилищных услуг к 2003 году должны состоять из трех основных частей:
- за техническое обслуживание и эксплуатацию жилья;
- накопления на капитальный ремонт;
- страховые взносы.
Кроме того, для нанимателей жилых помещений предусматривается оплата за наем жилья.
Введение в структуру тарифа на оплату жилья населением накоплений на капитальный ремонт целесообразно после завершения перехода на 100-процентное возмещение затрат по эксплуатации.
Решение о введении в структуру оплаты страховых платежей принимается органами местного самоуправления для жилищного фонда, находящегося в муниципальной собственности. Собственники жилых помещений вправе сами решать о целесообразности страхования жилья.
Плата за наем жилья определяется соотношением спроса и предложения на конкретное жилье. В переходный период базовая величина платы за наем должна отражать амортизационные отчисления на реновацию (полное восстановление) жилищного фонда в среднем по населенному пункту. Введение платы за наем муниципального жилья позволяет дифференцировать оплату жилья в зависимости от его потребительских свойств (качества и местоположения). С целью стимулирования граждан приватизировать занимаемые ими жилые помещения, размер платы за наем должен быть несколько выше, чем налог на имущество для собственника аналогичного жилья.
Повышение оплачиваемой населением доли затрат на жилищно - коммунальные услуги может быть достигнуто за счет относительного снижения самих затрат.
Эту работу следует вести в следующих направлениях: