С целью совершенствования управления ЖКХ в области в 1997-98 гг. намечается:
- завершить разграничение функций собственника-домовладельца, управляющей организации (службы Заказчика) и обслуживающей организации в государственном и муниципальном жилищных фондах;
- осуществить переход на договорные условия предоставления жилищно-коммунальных услуг населению, заключение в письменной форме договоров найма жилья государственного и муниципальных фондов;
- осуществлять организационное и методическое содействие созданию товариществ собственников жилья, включая помощь в обучении кадров.
Система управления жилищно-коммунальным хозяйством города (района) должна состоять из трех звеньев:
- собственник жилищного фонда и других объектов недвижимости;
- заказчики жилищно-коммунальных услуг (управляющие фирмы);
- подрядные организации, обеспечивающие предоставление жилищно-коммунальных услуг.
Разделение функций Заказчика и Подрядчика как субъектов рыночных отношений является ключевым вопросом для реального развития конкуренции в муниципальном жилищном хозяйстве.
Создание конкурентной среды в системе управления и обслуживания жилищной сферы позволит собственникам жилья и объектов коммунального назначения выбирать ту организацию, которая сможет обеспечить необходимый уровень качества работ и услуг по наиболее низким ценам.
1.1. Совершенствование управления жилищным фондом должно проводиться путем введения различных схем управления содержанием и эксплуатацией жилья.
Для муниципального жилья, в зависимости от его размеров (численности), управление может осуществляться:
- администрацией самостоятельно;
- администрацией через службу Заказчика;
- администрацией через управляющую компанию;
- через товарищества собственников жилья - ТСЖ (самоуправление).
Для приватизированного жилья, частного жилья, особенно в сельской местности, районах, управление эксплуатацией и содержанием жилья могут осуществлять:
- муниципальные предприятия (учреждения) с функциями служб Заказчика;
- товарищества собственников жилья;
- частные фирмы.
1.2. Условия формирования различных форм управления.
Создание специализированных организаций с функциями службы Заказчика на хозрасчетной основе целесообразно для жилищного фонда более 5000 квартир. В состав этих организаций должна входить служба расчетов субсидий.
В поселках, не имеющих муниципального жилого фонда или имеющих менее 5 тыс. жилых единиц (квартир), целесообразнее создавать муниципальные центры расчетов и субсидий, а основные функции службы Заказчика передать существующим подразделениям администраций муниципальных образований, которые заключают договоры с подрядными организациями на содержание, техническую эксплуатацию и развитие объектов жилищно-коммунального назначения.
В городах с населением свыше 150 тыс. человек целесообразно формировать несколько служб Заказчика, закладывая фундамент развития конкуренции в этой сфере деятельности.
1.3. Формы создания служб Заказчика и их функции.
Службы Заказчика могут быть организованы как:
- муниципальное унитарное предприятие - управляющая компания;
- муниципальное учреждение.