Недействующий

О подготовке и поддержании в готовности сил и средств для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории области

Приложение 1
к постановлению
Главы Администрации области
от 16.07.1996 N 235

ПОЛОЖЕНИЕ о подготовке и поддержании в готовности и использовании сил и средств для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Ростовской области


Настоящее положение разработано во исполнение Федеральных законов "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", постановления Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 года N 1113 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".

Положение закрепляет правовые основы создания, поддержания в готовности и использования на территории области сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, их финансового и материально-технического обеспечения, а также права и обязанности органов местного самоуправления и администраций предприятий, учреждений и организаций.

1. Основные понятия

Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей (далее ЧС).

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация. Границы зон чрезвычайных ситуаций определяются руководителями работ по ликвидации ЧС по согласованию с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, на территории которых сложилась ЧС.

(абзац в редакции постановления Администрации Ростовской области от 28.06.2004 N 261, НГР:Ru61000200400153).

Силы и средства областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (силы и средства ОП РСЧС) - силы и средства территориальных органов управления и звеньев ОП РСЧС, предназначенные и привлекаемые для проведения аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других работ в зоне чрезвычайной ситуации и очагах поражения.

Аварийно-спасательные работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зонах чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций, подавлению или сведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов.

Аварийно-спасательная служба - это совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования.

Аварийно-спасательное формирование - это самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.

Неотложные работы по ликвидации чрезвычайных ситуаций - это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.

Спасатель - это гражданин, подготовленный и аттестованный на проведение аварийно-спасательных работ.

Статус спасателя - это совокупность прав и обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации и гарантированных государством спасателям. Особенности статуса спасателя определяются возложенными на них обязанностями по участию в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и связанной с этим угрозой их жизни и здоровью.

Аварийно-спасательные средства - это техническая, научно-техническая и интеллектуальная продукция, в том числе специализированные средства связи и управления; техника, оборудование и снаряжение; имущество и материалы; методические, видео-, кино-, фотоматериалы по технологии аварийно-спасательных работ, а также программные продукты и базы данных для электронно-вычислительных машин и иные средства, предназначенные для проведения аварийно-спасательных работ.

2. Основные принципы создания, поддержания в готовности и применения сил и средств для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Основными принципами деятельности аварийно-спасательных формирований являются:

- принцип, предусматривающий приоритетность задач спасения жизни и сохранения здоровья людей, защиты природной среды при возникновении чрезвычайных ситуаций;

- принцип единоначалия руководства аварийно-спасательными формированиями;

- принцип оправданного риска и обеспечения безопасности при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ;

- принцип постоянной готовности аварийно-спасательных формирований к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации.

Состав сил и средств для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории области должен соответствовать уровню опасности возникновения на ней чрезвычайных ситуаций и позволять принимать необходимые меры по их локализации и ликвидации. Эти силы и средства должны быть рассчитаны на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций как мирного, так и военного времени, сочетать в себе силы аварийно-спасательных служб, служб ГО, профессиональные и нештатные аварийно-спасательные и невоенизированные формирования различных ведомств (кроме Министерства обороны), городов, районов и объектов, а также общественные аварийно-спасательные формирования.

Все города, районы, организации, включенные в ОП РСЧС и объекты (прежде всего потенциально опасные), расположенные на территории Ростовской области, должны иметь свои силы и средства, позволяющие им осуществлять необходимые меры по предотвращению, локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Структура и состав сил и средств, расположенных на территории области, принципы управления их деятельностью (двойное подчинение и единоначалие) должны обеспечивать эффективное осуществление мер по локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, как правило, своими силами, силами и средствами организаций и органов местного самоуправления, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном порядке привлекаются силы и средства, находящиеся за пределами ЧС.

Содержание личного состава формирований, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, и их материально-техническое обеспечение должны осуществляться:

- за счет средств местного бюджета городов (районов), которым принадлежат эти формирования;

- за счет средств объектов экономики. Органы исполнительной власти области и орган местного самоуправления должны: