Недействующий

Об областной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Приложение N 5
к постановлению
Главы администрации области
от 05.05.1996 N 144

ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ОБЛАСТНОЙ ПОДСИСТЕМЫ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ"


Целевая программа "Развитие областной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" разработана в соответствии с Федеральной целевой программой "Создание и развитие Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 года N 1113.

Создание областной подсистемы Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях в 1992 году привело к более организованному проведению мероприятий при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера. Однако опыт ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий показывает необходимость дальнейшего повышения оперативности управления процессами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. На качественно новый уровень необходимо поднять готовность населения и специалистов РСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях. Особое внимание необходимо уделить безопасности населения области при чрезвычайных ситуациях, связанных с хранением, транспортировкой, использованием в производстве химически опасных веществ и изделий на их основе. Требуют дальнейшего развития и оснащения современными техническими средствами силы областной подсистемы РСЧС.

Решение проблемы защиты населения и территории области от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера и уменьшение их социально-экономических и экологических последствий возможно только с осуществлением комплекса мероприятий по их предупреждению и обеспечению готовности сил, средств и населения к действиям в чрезвычайных ситуациях.

Технико-экономическое обоснование

Программа направлена на повышение эффективности функционирования областной подсистемы РСЧС по защите населения, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.

Программой предусматривается проведение комплекса мероприятий по повышению эффективности управления силами и средствами РСЧС, безопасности населения области при возникновении чрезвычайных ситуаций, связанных с хранением, применением, транспортированием и утилизацией химически опасных веществ, качества обучения населения и подготовки специалистов органов управления и сил ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Программа состоит из следующих подпрограмм:

1. Безопасность населения области при чрезвычайных ситуациях, связанных с хранением, применением, транспортированием и утилизацией химически опасных веществ и изделий на их основе.

2. Создание и развитие областной автоматизированной информационно-управляющей системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (ОАИУС).

3. Обучение населения, подготовка специалистов органов управления областной подсистемы и сил ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Разработка мер безопасности населения при чрезвычайных ситуациях, связанных с хранением, производством, применением, транспортированием и утилизацией химически опасных веществ, предусматривает проведение оценки технического состояния наиболее опасных объектов и выполнение мероприятий по повышению их химической безопасности, а также создание системы анализа, оценки, предупреждения и управления ликвидацией аварий на химически опасных объектах.

Необходимость проведения дополнительного комплекса мер обусловлена наличием в области 1353 промышленных объектов, из которых 98 являются химически опасными, расположенных в 12 городах и 3 населенных пунктах сельских районов области. Наибольшее количество объектов СДЯВ сосредоточено в городах: Ростове-на-Дону, Таганроге, Волгодонске, Шахты, Каменск-Шахтинском. По транспортным магистралям области перевозятся ежедневно сотни тонн ядовитых веществ. На крупных железнодорожных станциях: Батайск, Ростов-Товарная, Лихая, Морозовск, Сальск возможно скопление транспортных средств, перевозящих СДЯВ. В результате отсутствия полигонов по обезвреживанию и захоронению токсичных отходов на предприятиях области скапливается ежегодно более 200 тыс.тонн токсичных отходов. Только за 1994-1995 годы в области произошло 11 аварий с сильнодействующими ядовитыми веществами, 4 аварии на железнодорожном транспорте, из них 3 - с разливом нефтепродуктов.

Создание ОАИУС области позволит существенно повысить оперативность обмена информацией о чрезвычайных ситуациях и эффективность функционирования областной подсистемы РСЧС за счет:

интеграции информации между областными, городскими и районными комиссиями по чрезвычайным ситуациям, функциональными и ведомственными звеньями РСЧС областного уровня;

всестороннего информационно-справочного обеспечения деятельности должностных лиц соответствующих органов областной подсистемы РСЧС.

Основой построения ОАИУС являются комплексы средств автоматизации на базе персональных электронно-вычислительных машин (ПЭВМ) и средств передачи данных, которые развертываются при штабах по делам ГО и ЧС как рабочих органах комиссий по чрезвычайным ситуациям, областных службах ГО и организациях, входящих в состав областной подсистемы РСЧС.

Для создания и развития ОАИУС необходимо выполнить работы по следующим направлениям:

создание информационно-управляющего центра (ИУЦ) областной комиссии по ЧС при штабе по делам ГО и ЧС области;

создание абонентских пунктов (АП) городских и районных комиссий по ЧС при штабах по делам ГО и ЧС городов и районов;

создание абонентских пунктов при организациях областных служб ГО и других организациях, входящих в областную подсистему РСЧС;

объединение ПЭВМ абонентских пунктов в локальные вычислительные сети;

создание областной информационно-вычислительной сети комиссии по ЧС области;

проектирование, разработка и внедрение управленческих задач территориальных и функциональных звеньев областной подсистемы РСЧС;

проектирование, разработка и наполнение баз данных как основы информационного обеспечения решения задач и процессов принятия решений на всех уровнях областной подсистемы РСЧС;

разработка программного обеспечения, решения задач управления при чрезвычайных ситуациях;

организация сопряжения ОАИУС с Северо-Кавказским региональным управляющим центром.

Создание ОАИУС позволит значительно повысить оперативность решения управленческих задач и эффективность выработки оптимальных решений по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.