ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Программы | Республиканская программа государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления |
Основания для разработки Программы | Указ Президента Российской Федерации от 15 октября |
Государственный | Правительство Республики Саха (Якутия) |
Основной разработчик | Комиссия по разработке Республиканской программы государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления, образованная распоряжением Вице-Президента Республики Саха (Якутия) от 8 мая 2002 года N 115-ВП. |
Цели и задачи Программы | Формирование условий для устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований, эффективной реализации конституционных полномочий местного самоуправления |
Сроки реализации | 2002 - 2005 годы; |
Перечень основных | Мероприятия в правовой, организационной, финансово-экономической, информационно-методической, кадровой и социальной сферах |
Исполнители основных | Министерство экономического развития Республики Саха (Якутия), Министерство финансов Республики Саха (Якутия), Центральная избирательная комиссия Республики Саха (Якутия), Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия), Министерство имущественных отношений Республики Саха (Якутия), Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия), Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия), Министерство образования Республики Саха (Якутия), Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия), Министерство транспорта, связи и информатизации Республики Саха (Якутия), Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия), Министерство по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия), Министерство внутренних дел Республики Саха (Якутия), Министерства строительства и архитектуры Республики Саха (Якутия), Департамент по печати, средствам массовой информации и связи с общественными организациями, Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Республики Саха (Якутия), Администрация Президента и Правительства Республики Саха (Якутия), органы государственной власти улусов (районов) и города Якутска, органы местного самоуправления |
Источники | Бюджет Республики Саха (Якутия). |
Ожидаемые конечные | Создание правовых, экономических, организационных механизмов эффективного использования потенциала жителей республики путем вовлечения их в решение общих дел на местном уровне. |
Контроль за исполнением | Контроль за исполнением Программы осуществляет Департамент по работе с местными администрациями и местному самоуправлению Администрации Президента и Правительства Республики Саха (Якутия). |
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Местное самоуправление в Российской Федерации составляет одну из основ конституционного строя. Его положение в политической системе российского общества определяется тем, что это тот уровень власти, который наиболее приближен к населению, им формируется и ему непосредственно подконтролен, решает вопросы удовлетворения основных жизненных потребностей населения. Рационально организованное местное самоуправление позволяет эффективно использовать местные ресурсы, снимать социальную напряженность в обществе, повышать доверие населения к власти.
В Республике Саха (Якутия) в соответствии с Конституцией (Основным законом) признается и гарантируется местное самоуправление - самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению вопросов местного значения с учетом интересов населения, его национально-этических особенностей.
Придавая особое значение проведению муниципальной реформы, в республике к настоящему времени принят ряд основополагающих законов, обеспечивающих становление местного самоуправления. Вместе с тем, муниципальная реформа в республике "буксует" по многим причинам. Зарегистрировано только 10 муниципальных образований на поселенческом уровне, из них только муниципальное образование "пос. Жатай" имеет свой бюджет. Без бюджета муниципальное образование не может быть самодостаточным.
Благодаря политической воле Президента Республики Саха (Якутия), народных депутатов Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) внесены изменения и дополнения в Конституцию (Основной закон) Республики Саха (Якутия), позволяющие осуществлять местное самоуправление в улусах (районах), городе республиканского значения - Якутске, городах, наслегах, поселках и других территориях с учетом исторических и иных местных традиций.
С начала 2002 года активизировалась работа в Государственном Собрании (Ил Тумэн), Правительстве Республики Саха (Якутия), Администрации Президента и Правительства Республики Саха (Якутия) по созданию условий для дальнейшего развития и становления муниципальной реформы. Принята Концепция перехода к местному самоуправлению, Правительством Республики Саха (Якутия) принята программа законотворческой работы, предусматривающая разработку (корректировку ранее принятых) и принятие 16 законов, способствующих скорейшему становлению местного самоуправления.
Президентом и Правительством Республики Саха (Якутия) ставится задача обеспечения становления и развития самоуправления населения Республики Саха (Якутия) путем создания правовых основ для формирования власти на муниципальном уровне при условии достижения муниципальными образованиями финансово-экономической самостоятельности.
В связи с этим в настоящее время необходимо ставить и решать вопросы совершенствования правовой, территориальной и организационной основ местного самоуправления, в том числе вопросы разработки предложений по систематизации, а в дальнейшем - по кодификации законодательства в области местного самоуправления, методических рекомендаций по оптимизации территорий муниципальных образований и структур органов местного самоуправления.
На первом этапе реализации мероприятий Программы необходимо создать основы системы государственной поддержки местного самоуправления. На втором этапе - потребуется ее развитие, укрепление материальной, технической и кадровой базы, создание системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров для органов местного самоуправления, сети региональных центров научной и информационной поддержки местного самоуправления.
Без постоянной поддержки со стороны государства муниципальные образования не смогут эффективно участвовать в проведении реформ, в укреплении российской государственности, в удовлетворении основных жизненных потребностей проживающего на их территории населения, тем более что государственная поддержка развития местного самоуправления является законодательно установленной обязанностью органов государственной власти. Поэтому необходимо осуществление мер, обеспечивающих углубление реформы местного самоуправления, планомерный переход от поддержки государством становления власти на муниципальном уровне к поддержке социально - экономического развития муниципальных образований, реализации в полном объеме конституционных полномочий местного самоуправления.
В республиканской Программе государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления (далее именуется Программа) определены основные направления государственной поддержки развития муниципальных образований и реализации конституционных полномочий местного самоуправления.
Программа призвана способствовать осуществлению государственной политики в отношении местного самоуправления, активному проведению социально - экономической и политической реформ на муниципальном уровне.
II. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы
Главной целью Программы является формирование условий для устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований, эффективной реализации конституционных полномочий местного самоуправления.
Основными задачами Программы являются:
а) совершенствование нормативной правовой базы Республики Саха (Якутия) по местному самоуправлению, создание необходимых предпосылок для формирования на этой основе собственной нормативной правовой базы муниципальных образований;
б) совершенствование территориальных и организационных основ местного самоуправления;
в) выработка механизма эффективного взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти Республики Саха (Якутия) и территориальными органами государственной власти Российской Федерации;
г) создание условий для финансово-экономической самостоятельности муниципальных образований, в том числе совершенствование системы налогового и бюджетного регулирования, позволяющих стабильно обеспечивать минимальные местные бюджеты путем закрепления на постоянной основе доходных источников муниципальных образований для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов;
д) совершенствование межбюджетных отношений, имеющее конечной целью выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований на основе единой методики расчетов, включающей обязательный учет государственных минимальных социальных стандартов;
е) финансовое обеспечение реализуемых органами местного самоуправления конституционных полномочий, в том числе отдельных государственных полномочий, которыми наделены органы местного самоуправления, и решений органов государственной власти, влекущих дополнительные расходы местных бюджетов;
ж) создание условий для передачи отдельных категорий объектов, находящихся в государственной собственности Республики Саха (Якутия), в собственность муниципальных образований;
з) реализация права собственности муниципальных образований на землю;