Недействующий

    

 РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ)

ЗАКОН

от 7 февраля 1992 года N 837-XII


О порядке деятельности Конституционного суда

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Республики Саха (Якутия) от 15 июня 2002 года N З N 363-II

____________________________________________________________________


Принят
 постановлением
Верховного Совета
Республики Саха (Якутия)
от 7 февраля 1992 года N 838-XII

Раздел I. Порядок производства


Статья 1. Заседание Конституционного суда

1. В одном заседании могут рассматриваться один или несколько вопросов. Рассмотрение каждого дела о конституционности договора, нормативного акта, правоприменительной практики, а также каждый случай дачи заключения образуют предмет особого заседания и не могут соединяться с рассмотрением другого вопроса, за исключением случаев, предусмотренных частью четвертой статьи 9 настоящего Закона.

2. Заседание происходит непрерывно, кроме времени, отведенного для отдыха или предоставленного участникам заседания для подготовки заключительной речи; оно может прерываться также при возникновении обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания.

3. Конституционный суд не может рассматривать в перерыве другие вопросы. После перерыва рассмотрение вопроса продолжается с момента, на котором оно было прервано.

4. Заседание или рассмотрение определенного вопроса может быть отложено, если Конституционный суд найдет вопрос недостаточно подготовленным или нуждающимся в дополнительном разъяснении, которого невозможно достичь в том же заседании, либо при неявке стороны, свидетеля или эксперта, явка которых была признана обязательной, либо при непредставлении необходимых материалов. В этих случаях Конституционный суд указывает время, на которое откладывается заседание или рассмотрение вопроса.

5. Отложение заседания или рассмотрения вопроса не препятствует рассмотрению других вопросов до возобновления отложенного заседания. Отложенное заседание возобновляется с начала или с момента, на котором было остановлено.

Статья 2. Распорядок заседания Конституционного суда

1. Заседания проводятся в торжественной обстановке с соблюдением всех требований судебного этикета.

2. Лица, не достигшие совершеннолетнего возраста, не являющиеся участниками заседания, в зал заседания не допускаются.

3. Председатель может распорядиться в целях обеспечения безопасности присутствующих на заседании о мерах проверки лиц, желающих присутствовать на заседании, включая проверку документов, удостоверяющих личность, досмотр проносимых вещей и личный досмотр. Председатель может распорядиться допускать публику на заседание по пропускам, распределяемым им или, по его поручению, секретарем.

4. Все присутствующие в зале заседания обязаны уважительно относиться к Конституционному суду и принятым в нем правилам и процедурам.

5. Все участники заседания и другие лица, присутствующие в зале заседания, обязаны беспрекословно подчиняться распоряжениям председательствующего о соблюдении распорядка заседания.

6. Все присутствующие встают при входе судей. Все участники заседания обращаются к суду, выступают, дают объяснения, показания, произносят речи стоя.

7. Поддержание порядка в заседании возлагается на приставов, чьи требования обязательны для присутствующих.

8. Нарушение порядка в заседании, неподчинение распоряжениям председательствующего или пристава о соблюдении распорядка заседания, пренебрежение принятыми в Конституционном суде правила влекут установленную законом ответственность.

Статья 3. Председательствующий в заседании Конституционного суда

1. В заседании председательствует Председатель или, в его отсутствие или по его поручению, заместитель Председателя, а при их отсутствии - судья, избранный для данного случая Конституционным судом, но не судья-докладчик.

2. Председательствующий:

руководит заседанием, принимая необходимые меры к обеспечению наилучшего порядка разбирательства, его полноты и всесторонности, фиксации его хода и результатов;

устраняет из разбирательства все, что не имеет отношения к рассматриваемому вопросу;

останавливает участников заседания, если они касаются вопросов, не имеющих отношения к разбирательству или не подведомственных Конституционному суду, лишает их слова при самовольном нарушении последовательности выступлений, двукратном неисполнении требований председательствующего, использовании грубых или оскорбительных выражений, провозглашении антиконституционных утверждений и призывов;

вправе удалить из зала заседания всякого, кто нарушает порядок или не подчиняется его законным распоряжениям. Участник заседания может быть удален с согласия большинства судей в случае, если двукратное предупреждение председательствующего не возымело на него действия;

предупреждает публику в случаях, если ею допущено массовое нарушение порядка, мешающее нормальному ходу заседания, вмешательство в нормальный ход заседания путем выражения одобрения или неодобрения происходящего, о возможности удаления ее из зала заседания при повторении подобного нарушения;

объявляет перерыв в заседании, если это необходимо для отдыха, с наступлением нерабочего времени, для обеспечения участникам заседания возможности подготовиться к заключительной речи, при возникновении обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания, а также в силу иных уважительных причин;

руководит совещанием, обеспечивая судьям возможность свободно и беспрепятственно выразить свое мнение, добиваясь всесторонности и полноты обсуждения, организует голосование, фиксацию и изложение решения.

3. В случае возражений кого-либо из участников заседания против распоряжений и действий председательствующего эти возражения заносятся в протокол заседания.

4. Распоряжения и действия председательствующего могут быть по требованию участника заседания или любого из судей пересмотрены в том же заседании присутствующим составом Конституционного суда.

Статья 4. Участники заседания Конституционного суда

1. В заседании участвуют Председатель Верховного суда республики, Прокурор республики и министр юстиции республики, которые вправе излагать свою позицию по всем рассматриваемым вопросам.

2. В заседание приглашаются стороны и их представители:

представители государственных органов, подписавших договор или издавших нормативный акт, чья конституционность подлежит проверке;

представители государственных и общественных органов, народные депутаты, должностные лица, которые направили ходатайства о проверке конституционности договора или нормативного акта либо запрос о даче заключения, а также представители народных депутатов и должностных лиц;

индивидуальные жалобщики и их представители;

должностные лица, о конституционности действий и решений которых дается заключение, и их представители.

3. Представителями сторон, кроме представителей по должности, могут быть в заседании только адвокаты или лица, занимающиеся научной деятельностью по юридической специальности. Стороны обязаны явиться по вызову Конституционного суда, дать ему объяснения и ответить на вопросы. Сторона вправе излагать собственную позицию по своему делу и задавать вопросы противной стороне, свидетелям и экспертам. Сторона может представлять на ходатайства и индивидуальные жалобы, письменные отзывы, подлежащие приобщению к материалам конституционного судопроизводства, знакомиться с отзывами других сторон.

4. Уведомления о заседании, повестка дня заседания или ее проект, копии ходатайств о проверке конституционности нормативных актов, проверяемых нормативных актов, подлежащих рассмотрению индивидуальных жалоб, поступивших отзывов на ходатайства и индивидуальные жалобы, запросов, проекты постановлений, заключений и иных решений, а при необходимости и иные документы направляются участникам заседания не позднее чем за десять дней до начала заседания. Сторонам направляются только материалы, имеющие отношение к их делу; отзывы направляются лишь в случае, если они поступили не позднее чем за две недели до начала заседания.

5. Неявка в заседание Председателя Верховного суда республики, Прокурора республики, министра юстиции республики, а равно сторон и их представителей не препятствует рассмотрению дела, принятию постановления, даче заключения и вынесению иных решений.

6. В заседаниях, не связанных с рассмотрением дел или дачей заключений, по приглашению Председателя могут участвовать члены Научно-консультативного совета при Конституционном суде, ученые, политические и общественные деятели, народные депутаты, судьи, представители международных организаций, государственных органов, общественных организаций, научных учреждений и высших учебных заведений. Приглашенные могут выступать с разрешения председательствующего.

7. На заседаниях имеют право присутствовать высшие должностные лица Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации.

Статья 5. Государственная пошлина

1. Государственная пошлина за услуги Конституционного суда устанавливается в размере 1000 рублей.

2. Каждое ходатайство о проверке конституционности договора или нормативного акта облагается в размере 100 процентов государственной пошлины. Каждая индивидуальная жалоба на неконституционность правоприменительной практики облагается в размере 10 процентов государственной пошлины. Каждый запрос о даче заключения Конституционным судом облагается в размере 50 процентов государственной пошлины.

3. За повторную выдачу копии постановления, заключения или иного решения Конституционного суда участникам заседания, за выдачу копии постановления, заключения или иного решения другим лицам взимается в размере 5 процентов государственной пошлины.

4. Конституционный суд не может уменьшить размер государственной пошлины.

5. Конституционный суд не может возвратить государственную пошлину, кроме случаев ее излишней уплаты. В этих случаях о возврате излишне уплаченной суммы дает распоряжение Председатель, судья, изучающий вопрос, судья-докладчик или Конституционный суд.

6. Отзыв ходатайства, индивидуальной жалобы или запроса не влечет за собой им уменьшения размера, ни возврата уплаченной государственной пошлины.

7. Государственная пошлина не взимается при обращении с ходатайством о проверке конституционности нормативного акта или с запросом на получение копий решений Конституционного суда Председателя Верховного суда республики, Прокурора республики, министра юстиции республики.

Статья 6. Источник покрытия расходов сторон

1. Стороны покрывают расходы, связанные с участием в конституционном судопроизводстве и пребыванием в месте нахождения Конституционного суда за счет собственных средств.

2. Сторона, уплатившая государственную пошлину, понесшая другие расходы в связи с производством в Конституционном суде и пребыванием в месте его нахождения, может требовать возмещения понесенных ею расходов в порядке гражданского судопроизводства или арбитражного процесса.

Статья 7. Вызовы в заседание Конституционного суда

1. В заседание, где рассматривается дело или вопрос о даче заключения, могут быть вызваны в качестве свидетелей лица, располагающие необходимыми сведениями или материалами, и в качестве экспертов лица, обладающие специальными познаниями по рассматриваемому вопросу.

2. Свидетели и эксперты обязаны явиться по вызову, дать правдивые показания, представить необходимые материалы и ответить на вопросы.

3. В заседании свидетели и эксперты дают присягу, обязуясь изложить Конституционному суду все им известное по делу, ничего не утаивая и не прибавляя. Текст присяги свидетеля и эксперта устанавливается Регламентом Конституционного суда.

4. Свидетелям и экспертам возмещаются расходы по явке в заседание за счет средств республиканского бюджета.

Статья 8. Протоколирование

1. В заседаниях обязательно ведутся протоколы.

2. Протокол должен содержать:

указание места и даты заседания с обозначением времени его начала и окончания;

перечисление присутствующих и отсутствующих судей с приведением причин отсутствия каждого из них или пометкой о неизвестности таких причин;

фамилию и должность председательствующего;

формулировки рассматриваемых вопросов;

данные об участниках заседания;

сведения о действиях Конституционного суда в том порядке, в каком они имели место, и их результатах;

решения, принятые Конституционным судом, без изложения их в отдельном документе;

объяснения и выступления участников заседания;

отметку о приведении свидетелей и экспертов к присяге;

показания свидетелей и экспертов;

заданные участникам заседания, свидетелям, экспертам вопросы и их ответы;

указания на факты, которые участники заседания просили удостоверить в протоколе;

упоминания об имевших место нарушениях порядка, иных проявлениях неуважения к Конституционному суду, сделанных предупреждениях и наложенных штрафах, иных примененных мерах процессуальной ответственности;

мнения судей, высказанные в совещании;

вопросы, поставленные на голосование судей, и итоги голосования.

3. Если Конституционный суд принял решение о проведении совещания или голосования по рассматриваемому вопросу без присутствия лиц, не являющихся судьями, высказанные на совещании судей мнения, поставленные на голосование судей вопросы и итоги голосования излагаются в отдельном протоколе, содержание которого не подлежит оглашению.

4. Все, что было произнесено в ходе судебного заседания, должно фиксироваться в протоколе по возможности дословно. Для обеспечения полноты протокола может быть применено стенографирование. Стенографическая запись к протоколу не приобщается.

5. Во время заседания может применяться звукозапись, видеозапись или киносъемка. В этом случае фонограмма, видеопленка или кинопленка приобщается к протоколу заседания в качестве его части, о чем делается письменная отметка в протоколе.

6. Протокол должен быть изготовлен в течение трех суток с момента окончания заседания или перерыва в связи с наступлением нерабочего времени. Протокол должен быть напечатан. Протокол подписывается Председателем и секретарем Конституционного суда в удостоверение его правильности.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»