Недействующий


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЯКУТСКАЯ-САХА СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ

ЗАКОН

от 17 октября 1991 года N 648-XII


Об охране природы в Якутской-Саха ССР

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Республики Саха (Якутия) от 25 декабря 2003 года N 104-З N 211-III
____________________________________________________________________

Принят
 постановлением
Верховного Совета
Якутской-Саха ССР
от 17.10.91 N 649-XI

     

I. Общие положения

Статья 1. Задачи природоохранного законодательства


Задачей природоохранного законодательства является регулирование отношений в сфере взаимодействий общества и природы в целях:

сохранения природы Якутской-Саха ССР;

социального использования и воспроизводства природных ресурсов;

предотвращения экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на человека и природу;

обеспечения гражданам республики экологически благоприятной среды обитания;

утверждения приоритета законов в природопользовании в интересах нынешних и будущих поколений населения республики.

Общественные отношения в области охраны природы в Якутской-Саха ССР регулируются настоящим Законом, экологическим Кодексом Якутской-Саха ССР, а также законодательными актами Союза ССР и РСФСР в пределах прав, переданных республикой в соответствии с Союзным и Федеративным договорами.

Статья 2. Основные принципы охраны природы


При осуществлении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей влияние на состояние окружающей природной среды, Советы народных депутатов, исполнительные и распорядительные органы, главы администраций, министерства и ведомства, государственные, кооперативные, общественные и другие предприятия, учреждения, организации, а также граждане Якутской-Саха ССР обязаны руководствоваться следующими принципами:

приоритета охраны жизни и здоровья человека;

приоритета экологических интересов общества над его экономическими интересами в их разумном сочетании, обеспечивающего реальные гарантии их прав на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду;

приоритета реализации природоохранных программ и мероприятий на основе экологических научных разработок, обеспечивающего возможность сбалансированного природопользования и восстановления природы;

рационального неистощительного использования природных ресурсов, необходимости их воспроизводства; поддержания качества окружающей среды;

строгого соблюдения требований природоохранного законодательства, неотвратимости ответственности за его нарушение и нераспространения срока исковой давности по ущербам, причиненным природе, в отношении граждан и юридических лиц, а также их структурных единиц;

гласности в работе общественных организаций и населения в решении природоохранительных задач на территории республики;

международного сотрудничества в охране окружающей природной среды;

единой системы экологического контроля.

Статья 3. Объекты охраны природы в Якутской-Саха ССР


Охране от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения, пожаров и иного нерационального использования подлежат:

биосфера, естественные экологические системы и их компоненты, климат, озоновый слой земли;

земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, животный мир, леса и иная растительность во всем их видовом многообразии, типичные и редкие ландшафты (аласы, байджарахи, тукуланы, сухие степи, булгунняхи и другие), континентальный шельф;

атмосферный воздух.

Статья 4. Экологический статус Якутской-Саха ССР


Вся территория республики относится к легко ранимому, неустойчивому, с ограниченной экологической емкостью безъядерному региону, где устанавливается верховенство экологически чистых, мало- и безотходных технологий и запрещается разработка и реализация проектов, связанных с превышением экологической емкости природных комплексов и чреватых разрушением экологических систем, подрывом генетического фонда растений и животных.

Статья 5. Особо охраняемые природные территории и объекты


К особо охраняемым природным территориям и объектам относятся государственные природные заповедники, национальные и историко-природные парки, заказники, памятники природы, ботанические и экологические сады, дендрарии, а также животные и растения, относящиеся к видам, занесенным в Красную книгу Якутской-Саха ССР, РСФСР и СССР, тундра, арктические водоемы, места гнездований стерха, розовой чайки, нагула и нерестилищ ценных рыб и их редких видов, отела и нагула оленя, места отдыха и жировок водоплавающих птиц.

Особой охране подлежат также курортные и рекреационные зоны, прибрежные полосы и водоохранные зоны (полосы) водных объектов, защитные полосы лесов и другие зоны в порядке, определяемом законодательством.

Законодательством Якутской-Саха ССР или решениями местных Советов народных депутатов могут предусматриваться и иные категории особо охраняемых природных территорий и объектов, в том числе этнические территории и территории традиционного природопользования проживающих на них народов Севера, включая и ныне проживающих вместе с ними представителей других народов.

Статья 6. Компетенция Якутской-Саха ССР в области регулирования отношений по охране природы


Ведению республики подлежат:

определение основных направлений, планирование политики охраны природы в республике, утверждение государственных республиканских экологических программ, финансирование и материально-техническое обеспечение природоохранительных мероприятий;

разработка и принятие актов республиканского законодательства в области охраны природы;

учет, оценка природных ресурсов, ведение республиканских природно-ресурсовых кадастров в порядке, устанавливаемом законодательством;

утверждение объемов изъятия при освоении природных ресурсов;

установление лимитов на сбросы и выбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и забора чистой воды;

координация деятельности министерств, ведомств, предприятий, учреждений, организаций в области охраны природы, выделенных средств на осуществление природоохранительных мероприятий;

установление порядка и предельных размеров платы за пользование природными ресурсами, за загрязнение окружающей природной среды и другие виды вредного воздействия на нее;

разработка и принятие региональных нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в окружающей природной среде;

образование и расходование республиканских фондов охраны окружающей природной среды;

организация службы по охране природы в республике, проведение государственной экологической экспертизы, осуществление контроля за охраной природы;

обеспечение безопасной, здоровой, продуктивной, культурной и эстетически благоприятной среды обитания для граждан;

сохранение ценных исторических, культурных и природных объектов и их поддержание, максимальное безущербное использование полезных свойств окружающей среды;

установление оптимального баланса между народонаселением и природопользованием;

принятие решений о приостановлении, прекращении, перепрофилировании деятельности экологически вредных объектов;

организация на своей территории заповедного дела, сохранение других особоохраняемых природных объектов и территорий, ведение Красных книг;

установление порядка ввоза в республику и вывоза из нее природных продуктов (горных пород и минералов, животных, растений и получаемых из них продуктов);

обеспечение экологического образования и воспитания граждан;

осуществление международного сотрудничества в области охраны природы;

регулирование других вопросов охраны природы, не входящих в компетенцию РСФСР.

Статья 7. Компетенция местных Советов народных депутатов в области регулирования отношений по охране природы


Ведению местных Советов народных депутатов районов и других административно-территориальных единиц в области регулирования отношений по охране природы подлежат:

разработка политики охраны природы, организация финансирования и материально-технического обеспечения планов охраны природы;

контроль за соблюдением природоохранного законодательства расположенными на их территории предприятиями, учреждениями и организациями, а также гражданами, координация деятельности в области охраны природы;

учет экологически вредных объектов и организация их паспортизации;

образование и использование местных фондов охраны окружающей природной среды;

организация экологической экспертизы на своей территории;

организация экологической экспертизы объектов, расположенных за пределами своей территории, влияющих на природную среду на территории Совета, в порядке, определяемом Кабинетом Министров Якутской-Саха ССР;

участие в организации заповедного дела;

пропаганда охраны природы, экологическое воспитание граждан;

определение размеров платежей на природные ресурсы в порядке, установленном Кабинетом Министров Якутской-Саха ССР;

определение сроков охоты;

учет природных ресурсов, исторических, археологических, геологических, культурных памятников, уникальных природных комплексов, включая ландшафты;

контроль за деятельностью экспедиций и туристических групп.

II. Права и обязанности граждан и общественных экологических организации

Статья 8. Права и обязанности граждан Якутской-Саха ССР


Граждане имеют право:

на благоприятную для жизни природную среду;

на экологическое образование и просвещение;

охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды:

на достоверную информацию о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране и восстановлению;

принимать участие в обсуждении планов, программ и проектов деятельности, опасной для природы и человека;

вносить предложения о проведении референдумов по вопросам охраны природы;

требовать отмены решений, выполнение которых опасно для природы и человека;

организовать и принимать участие в общественных акциях в защиту природы;

на возмещение причиненного им экологического ущерба.

Граждане обязаны:

соблюдать экологические требования;

соблюдать режим охраняемых природных территорий и объектов;

сохранять природные объекты от порчи, загрязнения, уничтожения.

Статья 9. Права и обязанности общественных экологических организаций


Общественные экологические организации имеют право:

контролировать соблюдение требований природоохранного законодательства состояния окружающей природной среды и информировать население о его результатах;

требовать назначения государственной экологической экспертизы и проводить общественную экологическую экспертизу;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»