Государственному учету подлежат все памятники истории и культуры, находящиеся на территории Республики Калмыкия, независимо от того, в чьей собственности или в чьем пользовании они находятся. Государственный учет памятников истории и культуры на территории Республики Калмыкия осуществляется республиканским органом охраны памятников истории и культуры в соответствии с действующим законодательством в области охраны и использования историко-культурного наследия и включает выявление и обследование памятников и объектов историко-культурного наследия, определение их исторической, научной, художественной или иной культурной ценности, фиксацию и изучение, составление учетных документов.
Государственный учет памятников, входящих в состав архивных, музейных; библиотечных и иных фондов, производится в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации об архивных, музейных, библиотечных и иных фондах.
Государственный учет недвижимых памятников истории и культуры и недвижимых объектов историко-культурного наследия является основой системы их государственной охраны и осуществляется на основании списков недвижимых памятников и объектов историко-культурного наследия. Списки недвижимых памятников и объектов историко-культурного наследия подразделяются на:
список учетных культурных ценностей,
список выявленных недвижимых памятников истории и культуры,
государственные списки недвижимых памятников истории и культуры.
Статья 14. Порядок выявления, обследования недвижимых объектов историко-культурного наследия
Выявление, обследование, фотофиксацию недвижимых объектов историко-культурного наследия (культурных ценностей) проводит республиканский орган охраны памятников истории и культуры совместно с привлекаемыми им специализированными организациями, творческими коллективами и специалистами.
Недвижимые объекты историко-культурного наследия ставятся на учет республиканским органом охраны памятников истории и культуры и вносятся в список учетных культурных ценностей.
Недвижимые объекты, внесенные в списки учетных культурных ценностей, находятся под наблюдением республиканского органа охраны памятников истории и культуры. До решения вопроса о принятии их на государственный учет как памятника истории и культуры, они подлежат охране в соответствии с требованиями настоящего закона, установленными для памятников истории и культуры.
Органы государственной власти Республики Калмыкия и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать условия выявления и обследования объектов историко-культурного наследия.
Статья 15. Список выявленных недвижимых памятников истории и культуры
В список выявленных недвижимых памятников истории и культуры включаются объекты из списка учетных культурных ценностей, отнесенные по результатам экспертизы к объектам, обладающим общественно - значимой культурной ценностью. Экспертиза выявленных культурных ценностей проводится республиканским органом охраны памятников истории и культуры с участием высококвалифицированных специалистов в соответствующей области истории, культуры и архивного дела.
Статус недвижимого памятника истории и культуры распространяется на объект в течение трех лет, с момента включения его в список выявленных недвижимых памятников истории и культуры до принятия решения об отнесении объекта к памятникам истории и культуры федерального либо республиканского значения. В этот период на выявленный памятник, в том числе объект градостроительства, распространяются все положения законодательства, касающиеся государственного учета, охраны, реставрации, сохранения и использования принятых на государственную охрану недвижимых памятников истории и культуры на территории Республики Калмыкия.
Список выявленных недвижимых памятников истории и культуры утверждается республиканским органом охраны памятников истории и культуры по видам памятников и по административно - территориальному принципу. Объектам, включенным в список выявленных недвижимых памятников истории и культуры, присваивается порядковый номер. Республиканский орган охраны памятников истории и культуры обязан направить список выявленных недвижимых памятников истории и культуры в исполнительные органы местного самоуправления городов и районов Республики Калмыкия и в течение месяца известить собственников (пользователей) недвижимых объектов историко-культурного наследия о включении их в список выявленных недвижимых памятников истории и культуры.
Если выявленный памятник не будет принят на государственную охрану в качестве памятника истории и культуры, он вновь включается республиканским органом охраны памятников истории и культуры в список учетных культурных ценностей.
Статья 16. Государственные списки недвижимых памятников истории и культуры
Государственные списки недвижимых памятников истории и культуры включают в себя объекты историко-культурного наследия, отнесенные федеральными органами исполнительной власти или Правительством Республики Калмыкия к охраняемым памятникам истории и культуры.
Государственные списки недвижимых памятников истории и культуры подразделяются на:
Государственный список недвижимых памятников истории и культуры федерального (общероссийского) значения (далее список памятников истории и культуры федерального значения);
Государственный список недвижимых памятников истории и культуры республиканского значения (далее список памятников истории и культуры республиканского значения).
Недвижимые объекты историко-культурного наследия принимаются на государственную охрану как памятники истории и культуры не ранее чем через 25 лет после их создания или связанных с ними исторических событий, за исключением мемориальных объектов.
Недвижимые единичные памятники истории и культуры подлежат постановке на государственную охрану в пределах их зон охраны.
Проект списка памятников истории и культуры республиканского значения формируется республиканским органом охраны памятников истории и культуры на основании списка выявленных недвижимых памятников истории и культуры.
Объекты, включенные в список памятников истории и культуры республиканского значения, по представлению (или согласованию) республиканского органа охраны памятников истории и культуры могут быть представлены соответствующим федеральным органам для принятия их на государственную охрану в качестве памятников истории и культуры федерального значения для внесения в список памятников истории и культуры федерального значения.