ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
от 13 марта 1995 года N 10-I-З
О СОБРАНИЯХ, МИТИНГАХ, ДЕМОНСТРАЦИЯХ, ШЕСТВИЯХ И ПИКЕТИРОВАНИЯХ
(в редакции Закона от 12.03.1999 г. N 14-II-З)
(в редакции Закона от 25.12.2002 г. 263-II-З)
(в редакции Закона от 22.09.2003 г. N 383-II-З)
(признан утратившим силу Законом от 13.10.2004 г. N 155-III-З)
В Республике Калмыкия признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно Конституции Российской Федерации, Степному Уложению (Конституции) Республики Калмыкия, общепризнанным принципам и нормам международного права. (в редакции Закона от 12.03.1999 г. N 14-II-З)
Граждане имеют право собираться мирно, без оружия проводить публичные мероприятия в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований. Реализация этого права регулируется настоящим республиканским законом. (в редакции Закона от 22.09.2003 г. N 383-II-З)
Под публичным мероприятием понимается открытая, доступная каждому акция, проводимая по воле и инициативе граждан в целях свободного выражения и формирования мнений по различным вопросам общественной и государственной жизни, привлечения к этим вопросам внимания граждан, органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественных объединений или предъявления к указанным органам и объединениям определенных требований, а также для провозглашения, защиты или поддержки какой-либо социально значимой инициативы.
Для проведения публичных мероприятий в Республике Калмыкия не требуется разрешения органов исполнительной власти, органов местного самоуправления или их должностных лиц.
К публичным мероприятиям, на которые распространяется действие настоящего закона, относятся: собрание - совместное присутствие граждан в заранее определенном месте и в заранее определенное время для коллективного обсуждения и решения каких-либо вопросов;
митинг - форма собрания для организованного выражения общественного мнения, массовой поддержки резолюций, требований и других обращений граждан;
демонстрация - организованное выражение мнения по любому вопросу общественной и государственной жизни;
шествие - форма демонстрации, проводимой путем организованного передвижения граждан по заранее определенному маршруту;
пикетирование - форма демонстрации, проводимой путем стационарного размещения граждан у пикетируемого объекта с использованием транспарантов, плакатов и иных средств наглядной агитации; может проводиться без предварительного уведомления, если:
пикетирующие не нарушают движения транспорта, не мешают проходу граждан и располагаются не ближе пяти метров от входов и подъездов пикетируемых объектов;
используются звукоусиливающие устройства совокупной мощностью не более 10 Вт;
иные публичные мероприятия.
Публичные мероприятия, проводимые в рамках избирательных компаний, референдумов, всенародных обсуждений, регулируются соответствующим законодательством Республики Калмыкия и настоящим законом.
Действие настоящего закона не распространяется: на организацию и проведение публичных мероприятий в пределах территории или помещения, находящихся в собственности, аренде или ином законном пользовании граждан, если это не противоречит законодательству Республики Калмыкия, не требует специальных действий по транспортному регулированию и обеспечению безопасности проведения мероприятий;
на публичные мероприятия, проводимые в специально приспособленных для этих целей местах;
на собрания общественных объединений, проводимые в помещениях.
Под специально приспособленными местами понимаются помещения, здания, строения, сооружения и территории, функционально предназначенные для проведения массовых мероприятий.
Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории Республики Калмыкия имеют право на свободное проведение публичных мероприятий, за исключением публичных мероприятий, преследующих политические цели, на которые необходимо получить разрешение у Президента Республики Калмыкия или у уполномоченного или органа (должностного лица).
Законодательство Республики Калмыкия о публичных мероприятиях основывается на Конституции Российской Федерации, Степном Уложении (Конституции) Республики Калмыкия, настоящем законе, а также на общепризнанных принципах и нормах международного права. (в редакции Закона от 12.03.1999 г. N 14-II-З)
Организатором (организаторами) публичного мероприятия признаются гражданин или группа граждан, указанные в данном качестве в уведомлении о проведении мероприятия и взявшие на себя в письменной форме обязательство по обеспечению его организации, а также лицо (лица), фактически выполняющее организационные функции по подготовке и проведению публичного мероприятия. Лица, признанные судом недееспособными либо ограниченно дееспособными, а также лица, содержащиеся в местах лишения свободы, не могут быть организаторами публичного мероприятия.
Если инициатором публичного мероприятия выступает общественное объединение, оно определяет организатора (организаторов) данного мероприятия.
Участниками публичного мероприятия признаются граждане, присутствующие на публичном мероприятии с целью участия в нем либо совершающие действия по подготовке и проведению мероприятия по поручению его организатора (организаторов).
Организатор (организаторы) публичного мероприятия обязан направить главе муниципального образования (если уставом муниципального образования такая должность не предусмотрена, - лицу, уполномоченному на то представительным органом местного самоуправления) (далее - глава муниципального образования), или уполномоченному им органу (должностному лицу) письменное уведомление о проведении публичного мероприятия не позднее чем за десять дней до намеченной даты его проведения. (в редакции Закона от 25.12.2002 г. 263-II-З) (в редакции Закона от 22.09.2003 г. N 383-II-З)
В уведомлении указываются:
цель публичного мероприятия;
форма публичного мероприятия;
маршрут движения участников шествия;
время начала и окончания публичного мероприятия;
предполагаемое количество участников;
фамилии, имена и отчества организаторов, место их жительства;
фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором организаторами) выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия;
дата подачи уведомления;
номер контактного телефона (при его наличии).
Уведомление подписывается организатором (организаторами) публичного мероприятия.
Организатору (организаторам) не может быть отказано в приеме уведомления, если оно оформлено в соответствии с частью второй настоящей статьи и подается в сроки, установленные частью первой настоящей статьи.
Уведомление о проведении публичного мероприятия необходимо во всех случаях, за исключением предусмотренных настоящим законом.
Публичные мероприятия могут проводиться в любых пригодных для этих целей местах, за исключением мест, использование которых запрещено решением главы муниципального образования, принимаемыми в соответствии с настоящим законом. (в редакции Закона от 22.09.2003 г. N 383-II-З)
К местам, запрещенным для проведения публичных мероприятий, могут быть отнесены:
территории, здания, строения, сооружения, не обеспечивающие безопасности граждан;
места вблизи опасных и вредных производств и объектов, а также транспортных узлов;
мосты, путепроводы, транспортные магистрали, полосы отчуждения железных дорог, нефте -, газо - и продуктопроводов и линий высоковольтной электропередачи, пожаро - и взрывоопасных объектов, территории объектов, имеющих важное нравственно - культурное значение: памятников истории и культуры, кладбищ и культовых сооружений, заповедников, заказников и национальных парков.
Глава муниципального образования принимает решения, определяющие места, где публичные мероприятия проводятся без предварительного уведомления. (в редакции Закона от 22.09.2003 г. N 383-II-З)
Перечень мест, запрещенных для проведения публичных мероприятий, а также перечень мест, где публичные мероприятия проводятся без предварительного уведомления, публикуются в средствах массовой информации. (в редакции Закона от 22.09.2003 г. N 383-II-З)
Публичные мероприятия могут проводиться с 8 до 22 часов.
К организации подготовки и проведения публичных мероприятий относятся:
ведение предварительной агитации;
изготовление и распространение средств наглядной агитации;
сбор денежных средств для проведения публичных мероприятий;
материально - техническое обеспечение проведения публичных мероприятий;
другие действия, совершаемые с целью подготовки и проведения публичных мероприятий.
Организатор (организаторы) публичного мероприятия и иные граждане имеют право беспрепятственно вести агитацию среди граждан, сообщая им место, время, цели проведения публичного мероприятия и иную информацию, связанную с подготовкой и проведением публичного мероприятия, а также призывать граждан и их объединения принять участие в готовящемся мероприятии.
Для ведения предварительной агитации могут использоваться средства массовой информации, устные призывы, распространяться листовки, плакаты, объявления.
В случае запрещения публичного мероприятия его организатор (организаторы) обязан принять меры к прекращению предварительной агитации.
Материально - техническое обеспечение проведения публичных мероприятий осуществляется их организаторами и участниками за счет собственных средств, а также средств, собранных для проведения конкретного мероприятия.
Предприятия, учреждения и организации, а также общественные объединения и частные лица вправе осуществлять финансирование, материально - техническое и организационное обеспечение публичных мероприятий за счет собственных средств.
Глава муниципального образования, уполномоченный представитель органов внутренних дел и организатор (организаторы) публичного мероприятия обязаны согласовать вопросы порядка проведения и обеспечения безопасности публичного мероприятия. (в редакции Закона от 22.09.2003 г. N 383-II-З)
Проведение публичного мероприятия должно быть запрещено главой муниципального образования в следующих случаях: (в редакции Закона от 22.09.2003 г. N 383-II-З)
1) если целью намеченного мероприятия являются пропаганда действий либо сами действия, прямо запрещенные законом;
2) если его предполагается проводить в месте и во время, которые ранее заявлены для проведения другого публичного мероприятия, либо в месте, которое запрещено для проведения публичных мероприятий в соответствии с настоящим законом.
При наличии оснований, указанных в пункте 1 части первой настоящей статьи, организатору (организаторам) публичного мероприятия в письменной форме должен быть направлен обоснованный отказ в проведении публичного мероприятия.
При наличии оснований, указанных в пункте 2 части первой настоящей статьи, организатору (организаторам) публичного мероприятия должно быть предложено провести мероприятие в другом месте или в другое время. Указанное предложение должно носить конкретный характер, но может содержать несколько вариантов.
В случае принятия организатором (организаторами) публичного мероприятия одного из предложенных вариантов организатор (организаторы) уведомляет об этом в письменной форме главу муниципального образования не позднее чем за три дня до даты проведения данного мероприятия. Организатор (организаторы) и глава муниципального образования в этом случае обязаны принять меры к оповещению участников публичного мероприятия об изменении места, времени или формы мероприятия. (в редакции Закона от 22.09.2003 г. N 383-II-З)
О запрещении публичного мероприятия организатор (организаторы) извещается не позднее чем за пять дней до даты его проведения.