1. Гражданину, имеющему земельный участок для ведения крестьянского хозяйства в аренде, предоставляется право:
а) использовать землю в соответствии с условиями ее предоставления;
б) использовать в установленном порядке и в соответствии с договором аренды имеющиеся на земельные участки водные объекты, пресные подземные воды, а также другие свойства земли;
в) возводить жилые, производственные, культурно - бытовые и иные строения и сооружения в соответствии с договором аренды и с согласия собственника земли и землевладельца;
г) на возмещение затрат и убытков, включая утраченную выгоду, при расторжении договора по инициативе арендодателя, в том числе и при изъятии земельного участка для государственных и общественных нужд.
2. Гражданин, имеющий земельный участок для ведения крестьянского хозяйства, имеет право собственности на производимые им посевы, посадки сельскохозяйственных культур и насаждений, полученную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации. В случае передачи гражданину для ведения крестьянского хозяйства земельного участка с посевами, посадками, урожай становится его собственностью, а бывшему собственнику возмещают фактические затраты по уходу за посевами, если стороны не договариваются иначе.
3. Если на земельном участке находятся сооружения, многолетние насаждения или иные объекты, которые невозможно переместить на другой участок, крестьянское хозяйство возмещает прежнему собственнику их остаточную стоимость, если стороны не договариваются об ином порядке. После этого данные объекты переходят в собственность крестьянского хозяйства.
4. Государственные органы, предприятия, организации, граждане обязаны соблюдать права и законные интересы граждан, ведущих крестьянское хозяйство. Крестьянское хозяйство, его члены не должны нарушать права и охраняемых законом интересов других лиц и организаций. Споры об осуществлении прав пользователя рассматриваются в судебном порядке.
Статья 10. Обязанности граждан, ведущих крестьянское хозяйство
1. Гражданин, имеющий земельный участок для ведения крестьянского хозяйства обязан:
а) эффективно использовать землю в соответствии с целевым назначением, повышать ее плодородие, осуществлять комплекс мероприятий по охране земель, не допускать ухудшения экологической обстановки на территории в результате своей хозяйственной деятельности;
б) своевременно вносить арендную плату за землю;
в) не нарушать права собственников, землевладельцев и землепользователей;
г) своевременно представить районной (городской) администрации установленные законодательством сведения о состоянии и использовании земель, а также сведения, необходимые для ведения земельного кадастра;
д) возмещать в установленном порядке ущерб за снижение плодородия земель, допущенного по вине землепользователя. Переданный в аренду земельный участок для организации крестьянского хозяйства разделу и наследованию не подлежат. В случае нарушения закрепленных в статье обязанностей глава крестьянского хозяйства несет ответственность по действующему законодательству.
Статья 11. Плата за землю
1. Плата за землю взимается в форме арендной платы, определяемой в зависимости от количества, качества и местоположения земельного участка с учетом его кадастровой оценки и договора аренды.
2. Ставки и порядок установления арендной платы за земельный участок устанавливается законодательством Калмыцкой ССР.
3. Районные (городские) Советы народных депутатов могут устанавливать льготы по взиманию арендной платы в виде полного или частичного освобождения на определенный срок, отсрочки выплаты. Арендная плата за земельные участки не взимается с граждан, впервые организующих крестьянское хозяйство, за земельные участки, находящиеся в стадии сельскохозяйственного освоения, в течение трех лет с момента предоставления им земельных участков.
4. Платежи за земельные участки, предоставляемые Советами народных депутатов, поступают в бюджеты и используются в первую очередь на охрану земель, повышение их качества, землеустройство, материальное стимулирование владельцев и арендаторов за осуществление этих мероприятий.
Статья 12. Контроль за использованием земель
Государственный контроль за использованием земель осуществляется Советами народных депутатов и местной администрацией, Государственным комитетом по земельной реформе и его органами на местах в соответствии с действующим законодательством.