Недействующий

КАЛМЫЦКАЯ ССР - ХАЛЬМГ ТАНГЧ

ЗАКОН


О крестьянском (фермерском) хозяйстве

(в ред. Закона от 14.02.1992 N 292-IX,
Закона от  03.06.1992 N 357-IX)
_______________________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Республики Калмыкия  от 24 декабря 2002 года  N 251-II-З

______________________________________________________

Принят
Верховным Советом
Калмыцкой ССР - Хальмг Тангч
21 февраля 1991 года



Настоящий закон определяет экономические, социальные и правовые основы организации и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств и их ассоциаций на территории Калмыцкой ССР. Закон гарантирует гражданам право на создание крестьянских (фермерских) хозяйств на территории Калмыцкой ССР, хозяйственную самостоятельность, содействие их деятельности, защиту государством их экономических интересов и прав свободного кооперирования.


Раздел I. Общие положения

     

Статья 1. Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства


1. Крестьянское (фермерское) хозяйство является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица, представленным отдельным гражданином, семьей или группой лиц, осуществляющим производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и находящихся в их пользовании арендованных земельных участков.

2. Крестьянское хозяйство представляет форму свободного предпринимательства, осуществляемого на принципах экономической выгоды.

3. Членами крестьянского хозяйства считаются трудоспособные члены семьи и другие граждане, совместно ведущие хозяйство.

4. Главой крестьянского хозяйства является один из его дееспособных членов. Глава крестьянского хозяйства представляет его интересы в отношениях с предприятиями, организациями, гражданами и государственными органами. В дальнейшем "крестьянское хозяйство"

     

Статья 2. Место крестьянского хозяйства в экономической системе

 

1. Крестьянское хозяйство является звеном экономической системы наряду с государственными, коллективными, индивидуальными и другими предприятиями и организациями.


2. Вмешательство в хозяйственную или иную деятельность крестьянского хозяйства со стороны государственных, общественных и кооперативных органов не допускается, за исключением случаев нарушения землепользователями законодательства. Убытки, а также упущенную выгоду, причиненные крестьянскому хозяйству в результате действий государственных или иных органов, нарушивших права крестьянского хозяйства, а также вследствие ненадлежащего осуществления такими органами предусмотренных законодательством обязанностей по отношению к крестьянскому хозяйству, подлежат возмещению этими органами. Споры о возмещении убытков решаются судом.

3. Отношения крестьянского хозяйства с предприятиями, организациями, гражданами, органами государственного управления строятся на основе договоров, операций по наличному и безналичному расчету. Государство способствует развитию крестьянских хозяйств путем использования экономических рычагов: процентных ставок по ссудам и вкладам, налогов, цен, экономических санкций, целевых государственных субсидий, социальных и экологических нормативов и другие.

Статья 3. Учредительная и совместная деятельность крестьянских хозяйств


Крестьянские хозяйства могут добровольно объединяться и вступать в кооперативы, ассоциации, союзы и другие организации по производству, переработке и сбыту продукции, материально - техническому снабжению, строительству, техническому, водохозяйственному, ветеринарному, агрохимическому, консультативному и прочим видам обслуживания, а также учреждать и выступать участниками несельскохозяйственных предприятий, объединений, консорциумов, банков страховых учреждений, в том числе совместных с зарубежными партнерами, покупать и продавать ценные бумаги. Они могут быть членами как отраслевых, так и территориальных ассоциаций, союзов, кооперативов, а также вступать в договорные отношения с сельскохозяйственными, промышленными и другими предприятиями.


Раздел II. Создание крестьянского хозяйства

Статья 4. Право на создание крестьянского хозяйства


1. Право на создание крестьянского хозяйства и на получение земельного участка для этих целей имеет каждый дееспособный гражданин Калмыцкой ССР, достигший 18-летнего возраста, имеющий стаж работы в сельском хозяйстве и сельскохозяйственную квалификацию, либо прошедший специальную подготовку. В случае наличия нескольких претендентов преимущественное право на получение земельного участка имеют граждане, проживающие в данной местности.

2. Право выбора претендентов на создание крестьянского хозяйства на землях запаса на конкурсной основе принадлежит районной (городской) администрации.

3. Споры о преимущественном праве на организацию крестьянского хозяйства, а также прав на землю рассматриваются в судебном порядке.

4. При создании крестьянского хозяйства одним из членов семьи, остальные члены семьи самостоятельно принимают решения об участии в его деятельности в порядке полной или частичной занятости.

Статья 5. Условия предоставления земельного участка


1. На основании заявления гражданина, изъявившего желание вести крестьянское хозяйство, земельный участок передается ему в пожизненное наследуемое владение и аренду решением органов местной администрации. За гражданами, получившим земельное участки для ведения крестьянского хозяйства и имеющим жилой дом в сельском населенном пункте, сохраняется приусадебный надел при доме. (в ред. Закона от 14.02.1992 N 292-IX)

2. Право пожизненного наследуемого владения и аренды землей и аренды земли регистрируются городской, районной, поселковой администрацией. (в ред. Закона от 03.06.1992 N 357-IX)

3. Земельный участок выделяется, как правило, единым массивом. При выделении земельных участков крестьянским хозяйствам вблизи населенного пункта не затрагиваются земли, используемые под усадьбы населения, и земли общественного пользования - выпасы для скота, водоемы, дороги, парки, земли под спортивными сооружениями и прочее.

4. Размер земельного участка для ведения крестьянского хозяйства определяется в каждом конкретном случае районной (городской) администрацией по представлению комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам, с учетом количества членов крестьянского хозяйства, его специализации, а также предельных норм, установленных в республике. (в ред. Закона от 03.06.1992 N 357-IX)

5. Затраты по отводу земель, ведению земельно-кадастровой документации, землеустройству и лесоустройству, агрохимическому обследованию и экологической паспортизации почв осуществляется за счет средств бюджета. Землепользователь имеет право самостоятельно заказывать и финансировать землеустроительные работы.

6. При организации крестьянского хозяйства на территории, где отсутствуют объекты производственного и социально - бытового назначения, государство берет на себя его первичное обустройство, строительство дорог, линий электропередач, водообеспечение, телефонизацию, землеустройство, мелиорацию земель. Местные Советы народных депутатов и местная администрация обязаны оказывать помощь в возведении производственных объектов и жилья.


Статья 6. Порядок формирования земельного фонда для ведения крестьянского хозяйства


1. Для организации крестьянских хозяйств районные (городские) Советы народных депутатов создают земельный фонд из земель запаса, а также изымаемым у колхозов, совхозов и других землепользователей и землевладения за счет:

а) сельскохозяйственных угодий, выбывших из оборота или переведенных в менее ценные земли;

б) земель всех категорий, используемых не по целевому назначению;

в) земель, предоставленных для сельскохозяйственного производства и неиспользованных в течение одного года, а также предоставленных для несельскохозяйственных в течение двух лет;

г) земель лесохозяйственных предприятий, не покрытых лесом и кустарником и пригодных для использования в сельскохозяйственном производстве;

д) земель сельскохозяйственных предприятий, фактическая продуктивность которых за последние 5 лет более чем на 20 процентов ниже нормативной, определяемой по кадастровой оценке земель.

2. Выявленные и включенные в земельный запас для перераспределения угодья изымаются у колхозов, совхозов, подсобных сельских хозяйств предприятий, организаций и учреждений, иных предприятий, учреждений, организаций местной администрацией. Согласия землепользователей и землевладельцев на изъятие этих земель не требуется. Изъятие земель Гослесфонда производится с согласия лесофондодержателя.

3. В земельный фонд для организации крестьянских хозяйств не включаются участки, которые не позволяют выращивать сельскохозяйственную продукцию, удовлетворяющую санитарным требованиям.

Статья 7. Порядок предоставления земельных участков из земель запаса для ведения крестьянского хозяйства


1. Граждане, изъявившие желание вести крестьянское хозяйство, включая и тех, кто переезжает из других регионов на постоянное жительство, для получения земельного участка подают заявление с необходимыми обоснованиями в районную (городскую) администрацию по месту расположения земельного участка. (в ред. Закона от 03.06.1992 N 357-IX)

В заявлении указывается цель использования испрашиваемого земельного участка, предполагаемые размеры и его местопользование, количество трудоспособных членов семьи и срок использования. Местная администрация направляет указанное заявление комитету по земельной реформе и земельным ресурсам для подготовки материалов по отводу земель.

2. Решение о предоставлении земельного участка районная (городская) администрация принимает в срок не более двух месяцев со дня подачи заявления с учетом мнения сельской (поселковой) администрации.

Статья 8. Регистрация крестьянского хозяйства


1. Крестьянское хозяйство регистрируется районной (городской) администрацией после получения земли в пожизненное наследуемое владение и аренду. (в ред. Закона от 03.06.1992 N 357-IX)

После регистрации крестьянское хозяйство приобретает статус юридического лица: открывает расчетный и другие счета, включая валютный, в учреждении банка, имеет печать,вступает в деловые отношения с другими предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами, учитывается в качестве самостоятельного товаропроизводителя советскими, хозяйственными и общественными учреждениями при разработке программ экономического и социального развития региона.

3. Районная (городская) администрация ведет на каждое крестьянское хозяйство регистрационную карточку, сельская (поселковая) администрация вносит его в похозяйственную книгу. (в ред. Закона от 03.06.1992 N 357-IX)

Раздел III. Права и обязанности граждан, ведущих крестьянское хозяйство, по использованию земли

Статья 9. Права граждан, ведущих крестьянское хозяйство


1. Гражданину, имеющему земельный участок для ведения крестьянского хозяйства в аренде, предоставляется право:

а) использовать землю в соответствии с условиями ее предоставления;

б) использовать в установленном порядке и в соответствии с договором аренды имеющиеся на земельные участки водные объекты, пресные подземные воды, а также другие свойства земли;

в) возводить жилые, производственные, культурно - бытовые и иные строения и сооружения в соответствии с договором аренды и с согласия собственника земли и землевладельца;

г) на возмещение затрат и убытков, включая утраченную выгоду, при расторжении договора по инициативе арендодателя, в том числе и при изъятии земельного участка для государственных и общественных нужд.

2. Гражданин, имеющий земельный участок для ведения крестьянского хозяйства, имеет право собственности на производимые им посевы, посадки сельскохозяйственных культур и насаждений, полученную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации. В случае передачи гражданину для ведения крестьянского хозяйства земельного участка с посевами, посадками, урожай становится его собственностью, а бывшему собственнику возмещают фактические затраты по уходу за посевами, если стороны не договариваются иначе.

3. Если на земельном участке находятся сооружения, многолетние насаждения или иные объекты, которые невозможно переместить на другой участок, крестьянское хозяйство возмещает прежнему собственнику их остаточную стоимость, если стороны не договариваются об ином порядке. После этого данные объекты переходят в собственность крестьянского хозяйства.

4. Государственные органы, предприятия, организации, граждане обязаны соблюдать права и законные интересы граждан, ведущих крестьянское хозяйство. Крестьянское хозяйство, его члены не должны нарушать права и охраняемых законом интересов других лиц и организаций. Споры об осуществлении прав пользователя рассматриваются в судебном порядке.

Статья 10. Обязанности граждан, ведущих крестьянское хозяйство


1. Гражданин, имеющий земельный участок для ведения крестьянского хозяйства обязан:

а) эффективно использовать землю в соответствии с целевым назначением, повышать ее плодородие, осуществлять комплекс мероприятий по охране земель, не допускать ухудшения экологической обстановки на территории в результате своей хозяйственной деятельности;

б) своевременно вносить арендную плату за землю;

в) не нарушать права собственников, землевладельцев и землепользователей;

г) своевременно представить районной (городской) администрации установленные законодательством сведения о состоянии и использовании земель, а также сведения, необходимые для ведения земельного кадастра;

д) возмещать в установленном порядке ущерб за снижение плодородия земель, допущенного по вине землепользователя. Переданный в аренду земельный участок для организации крестьянского хозяйства разделу и наследованию не подлежат. В случае нарушения закрепленных в статье обязанностей глава крестьянского хозяйства несет ответственность по действующему законодательству.

Статья 11. Плата за землю


1. Плата за землю взимается в форме арендной платы, определяемой в зависимости от количества, качества и местоположения земельного участка с учетом его кадастровой оценки и договора аренды.

2. Ставки и порядок установления арендной платы за земельный участок устанавливается законодательством Калмыцкой ССР.

3. Районные (городские) Советы народных депутатов могут устанавливать льготы по взиманию арендной платы в виде полного или частичного освобождения на определенный срок, отсрочки выплаты. Арендная плата за земельные участки не взимается с граждан, впервые организующих крестьянское хозяйство, за земельные участки, находящиеся в стадии сельскохозяйственного освоения, в течение трех лет с момента предоставления им земельных участков.

4. Платежи за земельные участки, предоставляемые Советами народных депутатов, поступают в бюджеты и используются в первую очередь на охрану земель, повышение их качества, землеустройство, материальное стимулирование владельцев и арендаторов за осуществление этих мероприятий.

Статья 12. Контроль за использованием земель

 

Государственный контроль за использованием земель осуществляется Советами народных депутатов и местной администрацией, Государственным комитетом по земельной реформе и его органами на местах в соответствии с действующим законодательством.



Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»