Недействующий

ЗАКОН

АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ  

от 29 июня 2000 года N 29/2000-ОЗ


О социальном партнерстве     

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Астраханской области от 7 июня 2004 года N 32/2004-ОЗ
____________________________________________________________________

Настоящий Закон определяет правовые основы организации, функционирования и развития системы социального партнерства с целью регулирования социально - трудовых и связанных с ними экономических отношений.

Статья 1. Основные понятия


Социальное партнерство - система взаимоотношений между работниками (их представителями), работодателями (их представителями), органами государственной власти и местного самоуправления Астраханской области по социально - трудовым вопросам и связанными с ними отношениями.

Система социального партнерства - совокупность постоянно действующих органов, формируемых социальными партнерами, созданных в целях взаимодействия и функционирования данных органов (соглашений, договоров, решений и т.д.).

Работник - физическое лицо, состоящее в трудовых отношениях с организацией.

Работодатель - физическое либо юридическое лицо (его полномочный представитель, представляющее организацию при реализации работником своих трудовых прав.

Представители работников - органы профессиональных союзов, их объединений (ассоциаций), уполномоченные на представительство в соответствии с их уставами, органы общественной самодеятельности, образованные на общем собрании (конференции) работников организации и уполномоченные им. Работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить орган профсоюза представлять их интересы в социальном партнерстве.

Представители работодателей - руководители организаций или другие полномочные в соответствии с уставом организации, иными правовыми актами лица, полномочные органы объединений (ассоциаций) работодателей, иные уполномоченные работодателями органы.


Статья 2. Правовая основа социального партнерства


Правовой основой социального партнерства являются законодательство Российской Федерации, настоящий Закон, а также нормативные правовые акты органов государственной власти Астраханской области по вопросам социально - трудовых отношений.

Статья 3. Участники социального партнерства


Участниками социального партнерства в Астраханской области являются представители работников, представители работодателей, органы государственной власти и местного самоуправления (их представители).


Статья 4. Цели социального партнерства


Целями социального партнерства являются:

- обеспечение эффективного механизма регулирования социально - трудовых и связанных с ними экономических отношений;

- объединение усилий партнеров в целях согласованных действий, направленных на достижение общественного согласия в области;

- предупреждение и, в соответствии с действующим законодательством, совместное разрешение конфликтных ситуаций в социально - трудовой сфере;

- регулирование оплаты труда, охрана труда;

- содействие занятости и развитию рынка труда;

- участие в подготовке нормативно - правовых актов Астраханской области в сфере социально - трудовых отношений и связанных с ними экономических вопросов;

- улучшение социально - экономического положения Астраханской области;

- повышение уровня жизни населения Астраханской области.

Статья 5. Система социального партнерства


В области, городах и районах образуются областная, отраслевые, территориальные трехсторонние комиссии по регулированию социально - трудовых отношений, а также координационный комитет содействия занятости населения.

Областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально - трудовых отношений - постоянно действующий орган социального партнерства, обеспечивающий регулирование социально - трудовых отношений и согласование социально - экономических интересов сторон.

Комиссия образована и действует на основании положения, утверждаемого Главой Администрации области.

Территориальная трехсторонняя комиссия по регулированию социально - трудовых отношений обеспечивает регулирование этих отношений на территории соответствующего муниципального образования области, подготовку проекта территориального соглашения и контроль за его выполнением.

Территориальная трехсторонняя комиссия по регулированию социально - трудовых отношений действует на основании положения, утверждаемого главой администрации соответствующего муниципального образования по согласованию со сторонами социального партнерства.

Отраслевая территориальная комиссия по урегулированию социально - трудовых отношений действует на территории области, соответствующего муниципального образования по урегулированию социально - трудовых отношений в отдельных отраслях.

Координационный комитет содействия занятости населения области - постоянно действующий орган, сформированный из представителей объединений работников, объединений работодателей, исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Комитет в своей деятельности руководствуется федеральным законодательством, законодательством Астраханской области, положением о комитете, утверждаемым Главой Администрации Астраханской области.

Статья 6. Принципы социального партнерства


Принципами социального партнерства являются:

- полномочность участников переговорных процессов (их представителей);

- взаимное уважение и учет интересов социальных партнеров;

- равноправие сторон;

- расширение круга участвующих в переговорном процессе социальных партнеров;

- заинтересованность социальных партнеров в развитии договорного процесса;

- свобода выбора и обсуждения вопросов, входящих в сферу обсуждения социальных партнеров;

- обязательность выполнения достигнутых договоренностей;

- выполнение принятых социальными партнерами обязательств;

- взаимное информирование и регулярность проведения переговоров по кругу социальных проблем;

- контроль за выполнением соглашений и коллективных договоров;

- ответственность сторон за невыполнение взятых на себя обязательств;

- соблюдение социальными партнерами норм действующего законодательства.

Статья 7. Виды соглашений


В зависимости от сферы регулирования социально - трудовых отношений на территории области заключаются областное трехстороннее, областные отраслевые (межотраслевые) тарифные соглашения, профессиональные тарифные соглашения, районные, муниципальные соглашения. Соглашения по договоренности сторон, участвующих в переговорах, могут быть двусторонние и трехсторонние.

Трехстороннее соглашение заключается на любом уровне социального партнерства, кроме производства, между работниками, их представителями, работодателями (их представителями) и органами государственной власти и местного самоуправления (их представителями).

Соглашения, предусматривающие полное или частичное бюджетное финансирование, заключаются при обязательном участии органов государственной власти и местного самоуправления (их представителей).

Статья 8. Областное трехстороннее соглашение


Областное трехстороннее соглашение является правовым актом, устанавливающим общие принципы регулирования социально - трудовых отношений в регионе.

Данное соглашение заключается органами государственной власти (их представителями), объединениями профсоюзов, работодателями (их представителями).

Областное трехстороннее соглашение:

- разрабатывается на основе переговоров и заключается до принятия областного бюджета на соответствующий период;

- распространяется на работников, работодателей, органы государственной власти, уполномочивших своих представителей заключить соглашение от их имени.

Ход выполнения соглашения рассматривается сторонами на заседаниях областной трехсторонней комиссии не менее 2 раз в год и публикуется в средствах массовой информации.

Статья 9. Областное отраслевое (межотраслевое) тарифное соглашение, профессиональное тарифное соглашение


Областное отраслевое (межотраслевое) тарифное соглашение, профессиональное тарифное соглашение - нормативно - правовые акты, устанавливающие нормы оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников определенных профессий и отраслей. Они заключаются между объединениями профсоюзов, соответствующими объединениями работодателей (работодателями) и отраслевыми структурными подразделениями Администрации области. Форма и содержание соглашения определяются сторонами после предварительных консультаций.

Областное отраслевое (межотраслевое) тарифное соглашение, профессиональное тарифное соглашение не могут снижать достигнутый уровень льгот и гарантий, предусмотренных соответствующими соглашениями федерального уровня.

Статья 10. Районное, муниципальное соглашение


Районное, муниципальное соглашение - правовой акт, регулирующий социально - трудовые отношения в районе, в муниципальном образовании в рамках полномочий партнеров соответствующего уровня.

На уровне района, муниципального образования участниками соглашения выступают соответствующие объединения профсоюзов, объединения работодателей (работодатели) и органы местного самоуправления.

Положения районного, муниципального соглашения не могут ухудшать позиции регионального трехстороннего и отраслевых соглашений.

Статья 11. Распространение действия и присоединение к соглашениям, их регистрация


Если работодатели или соответствующие представители работников в течение 30 календарных дней с момента получения письменного предложения о присоединении к соглашению не заявили о своем несогласии присоединиться к нему, соглашение считается распространенным на данных работодателей и работников с момента получения предложения.

Организации профсоюзов и их объединения, работодатели и их объединения, не участвовавшие в переговорах по заключению соглашения, могут присоединиться к нему, направив соответствующей из сторон письменное уведомление о своем намерении и принятии на себя обязательств.

Уведомительная регистрация областных отраслевых тарифных, профессиональных тарифных, районных, муниципальных соглашений, коллективных договоров производится в семидневный срок в органе по труду Администрации Астраханской области и его представительствах в районах Астраханской области.

Статья 12. Коллективный договор


Коллективный договор - нормативно - правовой акт, регулирующий социально - трудовые и связанные с ними экономические отношения в организации и заключаемый работниками с работодателем.

Коллективно - договорное регулирование является основополагающей и неотъемлемой частью социального партнерства в организации.

Статья 13. Права и обязанности в сфере социального партнерства


Стороны социального партнерства имеют равные права и обязанности на ведение переговоров по заключению соглашений, коллективных договоров.

Стороны обязаны обеспечивать условия социального партнерства и его развития.

Сторона соглашения, коллективного договора, получившая письменное уведомление от другой стороны с предложением о начале переговоров по заключению соглашения, коллективного договора, обязана не позднее семи дней начать переговоры.

Стороны соглашений, коллективных договоров вправе получать и распространять, а также обязаны предоставлять полную и достоверную информацию по социально - трудовым и связанным с ними экономическим вопросам, необходимую для ведения переговоров и консультаций, заключения соглашений, коллективных договоров, контроля за ходом их исполнения.

Представители сторон вправе беспрепятственно посещать в установленном сторонами порядке организации, на которые распространяется сфера действия соглашения, коллективного договора.

Общий срок ведения переговоров представителей коллектива и администрации предприятий, организаций с момента подачи письменного уведомления и до момента подписания коллективного договора (соглашения) устанавливается не более трех месяцев.

Субъекты социального партнерства обязаны обеспечивать выполнение принятых обязательств, содействовать предупреждению и разрешению коллективных трудовых споров.

Статья 14. Ответственность в сфере социального партнерства


Стороны соглашений, коллективных договоров, нарушающие или не выполняющие взятые на себя обязательства, несут ответственность в соответствии с федеральным законодательством.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»