ЗАКОН
АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
от 29 июня 2000 года N 29/2000-ОЗ
О социальном партнерстве
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Астраханской области от 7 июня 2004 года N 32/2004-ОЗ
____________________________________________________________________
Настоящий Закон определяет правовые основы организации, функционирования и развития системы социального партнерства с целью регулирования социально - трудовых и связанных с ними экономических отношений.
Социальное партнерство - система взаимоотношений между работниками (их представителями), работодателями (их представителями), органами государственной власти и местного самоуправления Астраханской области по социально - трудовым вопросам и связанными с ними отношениями.
Система социального партнерства - совокупность постоянно действующих органов, формируемых социальными партнерами, созданных в целях взаимодействия и функционирования данных органов (соглашений, договоров, решений и т.д.).
Работник - физическое лицо, состоящее в трудовых отношениях с организацией.
Работодатель - физическое либо юридическое лицо (его полномочный представитель, представляющее организацию при реализации работником своих трудовых прав.
Представители работников - органы профессиональных союзов, их объединений (ассоциаций), уполномоченные на представительство в соответствии с их уставами, органы общественной самодеятельности, образованные на общем собрании (конференции) работников организации и уполномоченные им. Работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить орган профсоюза представлять их интересы в социальном партнерстве.
Представители работодателей - руководители организаций или другие полномочные в соответствии с уставом организации, иными правовыми актами лица, полномочные органы объединений (ассоциаций) работодателей, иные уполномоченные работодателями органы.
Правовой основой социального партнерства являются законодательство Российской Федерации, настоящий Закон, а также нормативные правовые акты органов государственной власти Астраханской области по вопросам социально - трудовых отношений.
Участниками социального партнерства в Астраханской области являются представители работников, представители работодателей, органы государственной власти и местного самоуправления (их представители).
Целями социального партнерства являются:
- обеспечение эффективного механизма регулирования социально - трудовых и связанных с ними экономических отношений;
- объединение усилий партнеров в целях согласованных действий, направленных на достижение общественного согласия в области;
- предупреждение и, в соответствии с действующим законодательством, совместное разрешение конфликтных ситуаций в социально - трудовой сфере;
- регулирование оплаты труда, охрана труда;
- содействие занятости и развитию рынка труда;
- участие в подготовке нормативно - правовых актов Астраханской области в сфере социально - трудовых отношений и связанных с ними экономических вопросов;
- улучшение социально - экономического положения Астраханской области;
- повышение уровня жизни населения Астраханской области.
В области, городах и районах образуются областная, отраслевые, территориальные трехсторонние комиссии по регулированию социально - трудовых отношений, а также координационный комитет содействия занятости населения.
Областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально - трудовых отношений - постоянно действующий орган социального партнерства, обеспечивающий регулирование социально - трудовых отношений и согласование социально - экономических интересов сторон.
Комиссия образована и действует на основании положения, утверждаемого Главой Администрации области.
Территориальная трехсторонняя комиссия по регулированию социально - трудовых отношений обеспечивает регулирование этих отношений на территории соответствующего муниципального образования области, подготовку проекта территориального соглашения и контроль за его выполнением.
Территориальная трехсторонняя комиссия по регулированию социально - трудовых отношений действует на основании положения, утверждаемого главой администрации соответствующего муниципального образования по согласованию со сторонами социального партнерства.
Отраслевая территориальная комиссия по урегулированию социально - трудовых отношений действует на территории области, соответствующего муниципального образования по урегулированию социально - трудовых отношений в отдельных отраслях.
Координационный комитет содействия занятости населения области - постоянно действующий орган, сформированный из представителей объединений работников, объединений работодателей, исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Комитет в своей деятельности руководствуется федеральным законодательством, законодательством Астраханской области, положением о комитете, утверждаемым Главой Администрации Астраханской области.
Принципами социального партнерства являются:
- полномочность участников переговорных процессов (их представителей);
- взаимное уважение и учет интересов социальных партнеров;
- равноправие сторон;
- расширение круга участвующих в переговорном процессе социальных партнеров;
- заинтересованность социальных партнеров в развитии договорного процесса;
- свобода выбора и обсуждения вопросов, входящих в сферу обсуждения социальных партнеров;
- обязательность выполнения достигнутых договоренностей;
- выполнение принятых социальными партнерами обязательств;
- взаимное информирование и регулярность проведения переговоров по кругу социальных проблем;
- контроль за выполнением соглашений и коллективных договоров;
- ответственность сторон за невыполнение взятых на себя обязательств;
- соблюдение социальными партнерами норм действующего законодательства.
В зависимости от сферы регулирования социально - трудовых отношений на территории области заключаются областное трехстороннее, областные отраслевые (межотраслевые) тарифные соглашения, профессиональные тарифные соглашения, районные, муниципальные соглашения. Соглашения по договоренности сторон, участвующих в переговорах, могут быть двусторонние и трехсторонние.
Трехстороннее соглашение заключается на любом уровне социального партнерства, кроме производства, между работниками, их представителями, работодателями (их представителями) и органами государственной власти и местного самоуправления (их представителями).
Соглашения, предусматривающие полное или частичное бюджетное финансирование, заключаются при обязательном участии органов государственной власти и местного самоуправления (их представителей).
Областное трехстороннее соглашение является правовым актом, устанавливающим общие принципы регулирования социально - трудовых отношений в регионе.
Данное соглашение заключается органами государственной власти (их представителями), объединениями профсоюзов, работодателями (их представителями).
Областное трехстороннее соглашение:
- разрабатывается на основе переговоров и заключается до принятия областного бюджета на соответствующий период;
- распространяется на работников, работодателей, органы государственной власти, уполномочивших своих представителей заключить соглашение от их имени.
Ход выполнения соглашения рассматривается сторонами на заседаниях областной трехсторонней комиссии не менее 2 раз в год и публикуется в средствах массовой информации.
Областное отраслевое (межотраслевое) тарифное соглашение, профессиональное тарифное соглашение - нормативно - правовые акты, устанавливающие нормы оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников определенных профессий и отраслей. Они заключаются между объединениями профсоюзов, соответствующими объединениями работодателей (работодателями) и отраслевыми структурными подразделениями Администрации области. Форма и содержание соглашения определяются сторонами после предварительных консультаций.
Областное отраслевое (межотраслевое) тарифное соглашение, профессиональное тарифное соглашение не могут снижать достигнутый уровень льгот и гарантий, предусмотренных соответствующими соглашениями федерального уровня.
Районное, муниципальное соглашение - правовой акт, регулирующий социально - трудовые отношения в районе, в муниципальном образовании в рамках полномочий партнеров соответствующего уровня.
На уровне района, муниципального образования участниками соглашения выступают соответствующие объединения профсоюзов, объединения работодателей (работодатели) и органы местного самоуправления.
Положения районного, муниципального соглашения не могут ухудшать позиции регионального трехстороннего и отраслевых соглашений.
Если работодатели или соответствующие представители работников в течение 30 календарных дней с момента получения письменного предложения о присоединении к соглашению не заявили о своем несогласии присоединиться к нему, соглашение считается распространенным на данных работодателей и работников с момента получения предложения.
Организации профсоюзов и их объединения, работодатели и их объединения, не участвовавшие в переговорах по заключению соглашения, могут присоединиться к нему, направив соответствующей из сторон письменное уведомление о своем намерении и принятии на себя обязательств.
Уведомительная регистрация областных отраслевых тарифных, профессиональных тарифных, районных, муниципальных соглашений, коллективных договоров производится в семидневный срок в органе по труду Администрации Астраханской области и его представительствах в районах Астраханской области.
Коллективный договор - нормативно - правовой акт, регулирующий социально - трудовые и связанные с ними экономические отношения в организации и заключаемый работниками с работодателем.
Коллективно - договорное регулирование является основополагающей и неотъемлемой частью социального партнерства в организации.
Стороны социального партнерства имеют равные права и обязанности на ведение переговоров по заключению соглашений, коллективных договоров.
Стороны обязаны обеспечивать условия социального партнерства и его развития.
Сторона соглашения, коллективного договора, получившая письменное уведомление от другой стороны с предложением о начале переговоров по заключению соглашения, коллективного договора, обязана не позднее семи дней начать переговоры.
Стороны соглашений, коллективных договоров вправе получать и распространять, а также обязаны предоставлять полную и достоверную информацию по социально - трудовым и связанным с ними экономическим вопросам, необходимую для ведения переговоров и консультаций, заключения соглашений, коллективных договоров, контроля за ходом их исполнения.
Представители сторон вправе беспрепятственно посещать в установленном сторонами порядке организации, на которые распространяется сфера действия соглашения, коллективного договора.
Общий срок ведения переговоров представителей коллектива и администрации предприятий, организаций с момента подачи письменного уведомления и до момента подписания коллективного договора (соглашения) устанавливается не более трех месяцев.
Субъекты социального партнерства обязаны обеспечивать выполнение принятых обязательств, содействовать предупреждению и разрешению коллективных трудовых споров.
Стороны соглашений, коллективных договоров, нарушающие или не выполняющие взятые на себя обязательства, несут ответственность в соответствии с федеральным законодательством.