Статья 16. Права молодых граждан на гарантированное предоставление минимума социальных услуг
1. Все молодые граждане Российской Федерации, проживающие на территории Астраханской области, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств имеют равное право на гарантированное получение необходимого минимального уровня социальных услуг, предусмотренных законодательством.
2. Законодательством Российской Федерации и Астраханской области устанавливается система социальных норм и нормативов, закрепляющая гарантированный минимальный уровень получения молодыми гражданами бесплатно или на льготных условиях социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и переподготовке.
3. Органы государственной власти и органы местного самоуправления оказывают помощь юридическим и физическим лицам, осуществляющим деятельность по безвозмездному (льготному) обеспечению молодежи социальными услугами, устанавливают льготный правовой режим их деятельности, а также, используя методы государственного экономического регулирования, стимулируют привлечение инвестиций на создание условий социального становления и развития молодых граждан.
4. Никто не вправе принимать решения и осуществлять действия, влекущие снижение минимального уровня (объема) предоставляемых молодым гражданам социальных льгот и услуг, а равно ухудшение их качества по сравнению с установленным федеральным законодательством и законами Астраханской области минимальных уровней (объемов) социальных льгот и услуг.
Статья 17. Обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи
1. Молодым гражданам, проживающим на территории Астраханской области, гарантируется:
- бесплатное предоставление профориентационных услуг и информации о свободных рабочих местах и вакансиях, посреднической помощи государственной службы занятости в подборе подходящей работы и трудоустройстве;
- защита в судебном порядке от необоснованного отказа в приеме на работу и увольнения, обеспечение равных возможностей девушек и юношей в получении профессии и работы, условий занятости и труда;
- трудоустройство лиц, требующих социальной защиты и испытывающих затруднения в поиске работы, имеющих нетрудоспособных родителей или заменяющих их лиц, инвалидов, граждан, освобожденных из мест лишения свободы, вынужденных переселенцев и беженцев, выпускников учебных заведений путем установления органами государственной власти и органами местного самоуправления квот рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности;
- выплата в установленном порядке пособия по безработице.
- сохранение общего и непрерывного трудового стажа в случае невозможности предоставления подходящей работы в период ее поиска или профессиональной подготовки к новой работе в соответствии с действующим законодательством.
2. (в редакции Закона 11.02.2002 N 9/2002-ОЗ)
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления используют экономические стимулы, в том числе налоговые льготы, повышающие заинтересованность предприятий, учреждений и организаций в предоставлении молодежи услуг по трудоустройству, в приеме на работу в счет квот, создании новых рабочих мест для молодежи, в профессиональной подготовке.
Ежегодно органами государственной власти и органами местного самоуправления устанавливается на следующий год обязательное для муниципальных (государственных) предприятий, учреждений, организаций квотирование приема на работу и профессиональное обучение молодежи, окончившей общеобразовательные учреждения начального и среднего профессионального образования, а также лиц моложе 18 лет, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (сирот-выпускников детских домов; детей, оставшихся без попечения родителей, и других).
Квотирование рабочих мест предприятиям, не входящим в государственную и муниципальную собственность, производится на основании договоров, заключаемых с работодателями органами государственной власти и органами местного самоуправления. Увольнение несовершеннолетних по инициативе администраций предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, возможно только с согласия государственной инспекции труда по Астраханской области и комиссии по делам несовершеннолетних при органах местного самоуправления.
3. Предприятия, занимающиеся производственной деятельностью и оказанием социальных услуг, в составе которых молодежь составляет не менее 2/3 от общего числа работников, считается молодежными. Статус молодежного предприятия определяется при его регистрации и ежегодно подтверждается решением областного Представительного собрания по предоставлению Администрации области.
4. Органы местного самоуправления принимают меры, облегчающие процесс перехода молодежи от учебы к труду, в том числе путем создания специализированных служб занятости, молодежных и подростковых бирж труда, профориентации.
Молодым гражданам, временно не имеющим постоянной работы, предоставляется возможность временной занятости в форме общественных работ, организуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления. При этом для несовершеннолетних такие работы, а также работы для желающих трудиться в свободное от учебы время, могут организовываться по специальной программе.
5. Допускается прием на работу учащихся общеобразовательных школ, средних профессиональных учебных заведений и учебных заведений начального профессионального образования в свободном от учебы время по достижению ими четырнадцатилетнего возраста с согласия родителей, усыновителей или попечителя.
Условия и характер работы не должны причинять вреда здоровью и нарушать процесс обучения.
6. Работодатели не вправе принуждать молодых граждан к исполнению обязанностей, не предусмотренных законодательством Российской Федерации, трудовыми договорами (контактами) между молодым гражданином и работодателем.
Статья 18. Обеспечение экономической самостоятельности и поддержки молодых граждан и молодых семей
1. Органами государственной власти и органами местного самоуправления Астраханской области устанавливается система мер по обеспечению экономической самостоятельности и поддержки молодых граждан и их семей.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления вправе предоставлять молодым гражданам и молодым семьям льготы для индивидуального жилищного строительства, ведения крестьянского хозяйства, садоводства и огородничества молодым гражданам и молодым семьям.
3. Предприятия, организации и учреждения Астраханской области вправе предоставлять потребительские долгосрочные ссуды, выдаваемые молодым гражданам и молодым семьям по целевому назначению на приобретение жилья, уплату вступительных паевых взносов в жилищно-строительные кооперативы, обзаведение скотом и домашним хозяйством, приобретение мебели, сложной бытовой техники и других предметов домашнего обихода длительного пользования, внесение платы за обучение в учебных заведениях, действующих на коммерческой основе, за пользование платными медицинскими услугами и на другие цели под пониженные проценты и с погашением в льготном порядке.