ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 апреля 2007 года N 117
Утратил силу. Постановление Правительства Республики Бурятия:
НГР ru04000201400017 (от 21.01.2014 N 15)
Изменения в ред. Постановления Правительства Республики Бурятия:
НГР ru04000200800051 (от 15.02.2008 N 62)
В целях реализации Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" от 08.01.1998 г., Указа Президента Республики Бурятия от 09.09.2005 г. N 453 "О республиканских целевых программах" Правительство Республики Бурятия постановляет:
1. Внести следующие изменения в постановление Правительства Республики Бурятия от 29.11.2005 г. N 376 "Об утверждении республиканской целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Республике Бурятия на 2006-2009 годы":
1.1. Пункт 3 постановления изложить в следующей редакции:
"3. Министерству экономического развития и внешних связей Республики Бурятия (Думнова Т.Г.) при формировании проектов республиканского бюджета на 2008 и 2009 годы включить Программу в перечень республиканских целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств республиканского бюджета".
1.2. В паспорте Программы:
1.2.1. Раздел "Основные разработчики и исполнители Программы" дополнить следующими словами: "Администрация Президента и Правительства Республики Бурятия (Комитет по межнациональным отношениям, связям с общественными, религиозными объединениями и информации)".
1.2.2. Раздел "Цель Программы" изложить в следующей редакции:
"Сокращение к 2010 году масштабов незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в Республике Бурятия на 10-15 % по сравнению с 2006 годом".
1.2.3. Раздел "Задачи Программы" изложить в следующей редакции:
"- совершенствование системы выявления и профилактики лиц, употребляющих наркотические вещества;
- совершенствование методов лечения, а также внедрение медицинской и социально-психологической реабилитации больных наркоманией;
- сокращение растительно-сырьевой базы производства наркотиков;
- совершенствование межведомственного и межрегионального сотрудничества в области противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту".
1.2.4. После раздела "Задачи программы" дополнить разделом "Важнейшие целевые индикаторы и показатели" следующего содержания: "Целевым показателем реализации Программы будет являться масштаб незаконного потребления наркотических и психотропных веществ по отношению к уровню 2006 года. Важнейшими целевыми индикативными показателями Программы являются:
1) доля подростков и молодежи в возрасте от 7 до 24 лет, вовлеченных в профилактические мероприятия, по отношению к общей численности указанной категории лиц - 20-25 %;
2) доля больных наркоманией, прошедших лечение и реабилитацию, длительность ремиссии у которых составляет не менее 1-го года, по отношению к общему числу больных наркоманией, прошедших лечение и реабилитацию, - 5-10 %;
3) доля лиц, употребляющих наркотические и другие психоактивные вещества (далее - ПАВ), снятых с профилактического учета в связи с выздоровлением из числа лиц, находящихся на профилактическом наблюдении, - 15 %;
4) уровень информированности несовершеннолетних и молодежи о проблемах и последствиях злоупотребления наркотиков;
5) процент соотношения площадей произрастания дикорастущей конопли, обработанных гербицидами, в 2006 году к 2010 году".
1.2.5. Раздел "Объем и источники финансирования Программы" изложить в следующей редакции:
"Финансирование Программы осуществляется за счет средств республиканского бюджета и составляет всего в 2006-2009 годы - 14270,0 тыс. рублей, в том числе: в 2006 году - 0 рублей, в 2007 году - 1250,0 рублей, в 2008 году - 6560,0 рублей, в 2009 году - 6460,0 рублей".
1.2.6. Раздел "Ожидаемые конечные результаты реализации Программы" дополнить подпунктом следующего содержания:
"- создание системы оценки и экспертизы производимой в республике продукции, направленной на профилактику наркомании и наркопреступности".
1.3. Раздел I Программы "Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами" изложить в следующей редакции:
"Республиканская целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Республике Бурятия на 2006-2009 годы" (далее - Программа) разработана согласно Федеральному закону от 08.01.1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (в редакции федеральных законов от 25.07.2002 г. N 116-ФЗ, от 10.01.2003 г. N 15-ФЗ, от 30.06.2003 г. N 86-ФЗ, от 01.12.2004 г. N 146-ФЗ, от 09.05.2005 г. N 45-ФЗ, от 16.10.2006 г. N 160-ФЗ, от 25.10.2006 г. N 170-ФЗ).
Необходимость ее подготовки и последующей реализации вызвана тем, что современная ситуация в Республике Бурятия характеризуется ростом распространенности наркомании (в 2001 году - 91,6 на 100 тыс. нас., в 2005 году - 101,6 на 100 тыс. нас.), ростом заболеваемости токсикоманиями, особенно среди детей и подростков (в 2001 году - 10,4 на 100 тыc. подр. нас., в 2005 году - 24,1 на 100 тыc. подр. нас.). Низкий уровень первичной заболеваемости наркоманией указывает на недостаточную выявляемость данной патологии.
Следует отметить, что эти показатели не полностью отражают действительную картину распространения наркомании, так как значительная часть больных наркоманией и лиц, злоупотребляющих наркотическими и психотропными веществами, не обращаются за медицинской помощью, либо оказание такой помощи осуществляется без их официальной регистрации с учетом добровольности и анонимности оказания медицинской помощи данной категории лиц.
За последние 5 лет среди несовершеннолетних отмечается рост показателя болезненности токсикоманией в 2,3 раза и увеличение количества потребителей токсикоманических средств в 2,8 раза. В течение последних лет участились случаи потребления подростками семян "дурмана обыкновенного", обладающими галлюцинаторным действием, в связи с чем ежегодно в подростковое отделение Республиканского наркологического диспансера (далее - РНД) поступают несовершеннолетние с диагнозом интоксикационный психоз.
На самом же деле уровень распространенности наркоманией в республике остается высоким, об этом свидетельствуют рост заболеваемости ВИЧ-инфекцией, вирусными гепатитами, а также уровень преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. На сегодняшний день возникла необходимость создавать и внедрять новые программы профилактики, лечения и реабилитации пациентов с наркотической зависимостью. По данным официальной статистики излечиваются всего лишь 5-6 % наркоманов. Безусловно, профилактика наркомании должна быть приоритетным направлением деятельности всех заинтересованных структур, прежде всего педагогов и медицинских работников. Наиболее целесообразным в данной сложившейся ситуации является создание отдела профилактики в Республиканском наркологическом диспансере, который бы координировал и проводил организационно-методическую работу в области профилактики наркологических расстройств в республике. Ввиду нехватки в районах республики врачей наркологов, подготовленных физических лиц не ведутся должный статистический учет и, соответственно, раннее выявление и профилактическая работа на предмет немедицинского потребления психоактивных веществ.
Снижение показателей безнадзорности, количества необучающихся детей, состоящих на учете в Республиканском наркологическом диспансере, незначительный рост преступности свидетельствуют о слаженной работе всех субъектов системы профилактики.
Однако, одним из эффективных механизмов профилактики асоциальных явлений среди несовершеннолетних и защиты их прав является создание единой концепции информационной пропаганды имиджа здорового человека.
В связи с этим назрела необходимость организации и проведения информационных кампаний, направленных на профилактику наркомании и наркопреступности и создание системы оценки и экспертизы производимой в республике продукции (буклеты, пособия, видеоматериалы, социальные ролики и т.д.) в данном направлении.
Наиболее опасной тенденцией является продолжающееся поступление в республику наркотиков опийной группы. Вместе с тем, значительную опасность представляет увеличивающийся интерес наркоструктур межрегионального характера к Республике Бурятия, как потенциально перспективной наркобазе. По данным Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия более 50 тысяч гектаров сельхозугодий в республике засорено дикорастущей коноплей. В преступный бизнес по производству, переработке и сбыту наркотиков каннабисной группы оказывается вовлеченным все большее количество ранее законопослушных граждан, которых к этому толкает тяжелое социально-экономическое положение.
Расширяется межведомственное взаимодействие в сфере борьбы с распространением наркотиков. Практика реализации региональных целевых антинаркотических программ показала, что они являются эффективным инструментом комплексного решения указанных проблем на уровне субъектов Российской Федерации.
Кроме того, в связи с отсутствием бюджетного финансирования мероприятий, направленных на профилактику злоупотребления наркотиками, их выполнение из года в год осуществляется не в полном объеме, что значительно влияет на масштабы и качество осуществляемой профилактической деятельности.
Программа подготовлена с учетом российского опыта программно-целевого планирования борьбы со злоупотреблением наркотиками и их незаконным оборотом на основе предложений республиканских органов исполнительной власти.
Решение проблемы борьбы с наркоманией требует планомерных, целенаправленных, скоординированных усилий в течение длительного времени, поскольку предусматривается проведение долгосрочных мероприятий социального характера: внедрение превентивных учебных программ по формированию антинаркотического мировоззрения, лечение и реабилитация лиц, больных наркоманией, подготовка специалистов.
Выполнение мероприятий Программы требует серьезной государственной поддержки, концентрации усилий органов власти на федеральном, республиканском уровнях и уровне органов местного самоуправления, привлечения негосударственных структур, общественных объединений и отдельных граждан".
1.4. В разделе II "Основные цели и задачи Программы":
1.4.1. Абзац первый изложить в следующей редакции:
"Главной целью Программы является сокращение к 2010 году масштабов незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в Республике Бурятия на 10-15 % по сравнению с 2005 годом".
1.4.2. Третий абзац изложить в следующей редакции:
"- совершенствование системы выявления и профилактики лиц, употребляющих наркотические и психотропные вещества".
1.4.3. Шестой абзац исключить.
1.4.4. Восьмой абзац изложить в следующей редакции:
"- совершенствование системы лечения, а также внедрение медицинской и социально-психологической реабилитации больных наркоманией".
1.5. В разделе III "Сроки и этапы реализации Программы":
1.5.1. Седьмой и восьмой абзацы исключить.
1.6. Раздел IV "Ресурсное обеспечение Программы" изложить в следующей редакции:
"Для реализации мероприятий Программы за счет средств республиканского бюджета необходимы:
2007 год | 2008 год | 2009 год | всего | |
Объемы финансирования (тыс. руб.) | 1250,0 | 6560,0 | 6460,0 | 14270,0 |
Ежегодно объемы финансирования мероприятий Программы по текущим расходам подлежат уточнению при формировании республиканского бюджета на очередной год.
Планируется следующее распределение выделяемых ассигнований министерствам и ведомствам, участвующим в реализации Программы:
- Министерство здравоохранения Республики Бурятия - 5900,0 тыс. рублей;
- Министерство образования и науки Республики Бурятия - 2540,0 тыс. рублей;
- Министерство культуры и массовых коммуникаций Республики Буря-тия - 1880,0 тыс. рублей;
- Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия - 3500,0 тыс. рублей;
- Администрация Президента и Правительства Республики Бурятия (Комитет по межнациональным отношениям, связям с общественными, религиозными объединениями и информации) - 450,0 тыс. рублей".
1.7. Раздел V "Механизм реализации Программы" изложить в следующей редакции:
"После утверждения Программы Правительством Республики Бурятия и открытия финансирования из республиканского бюджета для реализации её мероприятий исполнители Программы организуют размещение заказов на конкурсной основе с заключением договоров на выполнение конкретных пунктов Программы.
С учетом реализации системы программных мероприятий исполнители Программы уточняют объемы необходимых средств для их финансирования в очередном году и представляют соответствующие предложения с их обоснованием Государственному заказчику.
Государственный заказчик представляет бюджетную заявку с её обоснованием в Министерство финансов Республики Бурятия для включения в перечень республиканских целевых программ, принимаемых к финансированию из республиканского бюджета на очередной финансовый год.
Исполнители Программы несут ответственность за качественное и своевременное выполнение программных мероприятий, рациональное использование финансовых средств, выделенных на реализацию Программы".
1.8. Раздел VII Программы изложить в следующей редакции:
"VII. Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы
Реализация Программы и сокращение к 2010 году масштабов потребления наркотических средств и психотропных веществ на 10-15 % позволят добиться позитивного изменения ситуации, связанной с распространением незаконного потребления наркотиков и его последствий в Республике Бурятия. Результатом реализации Программы станет создание единой системы формирования позитивных моральных и нравственных ценностей, определяющих негативное отношение к незаконному потреблению наркотиков, выбор здорового образа жизни абсолютным большинством молодежи. В результате программных профилактических мероприятий у 20-25 % подростков и молодежи в возрасте от 11 до 24 лет возникнут условия для формирования тенденции к тому, чтобы максимальное количество больных наркоманией сместилось в более старшие возрастные группы. В социальной сфере реализация программных мероприятий позволит создать благоприятные условия для возвращения к нормальной жизни и трудоустройства лиц, прошедших лечение и реабилитацию. Увеличение на 5-10 % количества лиц, прошедших лечение от наркомании и реабилитацию, длительность ремиссии у которых составляет не менее 1 года, приведет к снижению ущерба от злоупотребления наркотиками, уменьшению затрат бюджетов всех уровней, направляемых на стационарное и амбулаторное лечение потребителей наркотиков, на сумму свыше 500,0 тыс. рублей. В результате реализации программных мероприятий по уничтожению площадей произрастания дикорастущей конопли на 42 % снизится уровень доступности наркотиков и снизится уровень вовлеченности финансовых ресурсов населения в незаконный оборот наркотиков.
Целевые индикаторы и показатели эффективности реализации Программы
Параметры | Базовый показатель 2006 г. (%) | 2007 г. (%) | 2008 г. (%) | 2009 г. (%) |
1. Масштаб незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в Республике Бурятия по отношению к 2006 году | 100 (2173 чел.) | 95 | 90 | 85 |
2. Доля подростков и молодежи в возрасте от 7 до 24 лет, вовлеченных в профилактические мероприятия, по отношению к общей численности указанной категории | - | 10 | 15-20 | 20-25 |
3. Доля больных наркоманией, прошедших лечение и реабилитацию, длительность ремиссии у которых не менее 1 года, по отношению к общему числу больных наркоманией, прошедших лечение и реабилитацию | 1-2 | 3-5 | 5-7 | 7-10 |
4. Доля потребителей наркотиков и других токсических веществ, снятых с профилактического учета по выздоровлению, от общего числа лиц, состоящих на проф. учете | 8 | 10 | 13 | 15 |
5. Уровень информированности несовершеннолетних и молодежи о проблемах и последствиях злоупотребления наркотиками | 25 | 35 | 45 | 55 |
6. Площади для обработки площадей произрастания дикорастущей конопли гербицидами (по районам): 1. Джиди нский 2. Селенгинский 3. Прибайкальский 4. Бичурский 5. Мухоршибирский 6. Кяхтинский 7. Иволгинский 8. Кабанский 9. Тарбагатайский | (тыс. га) 1,8 1,8 0,2 0,5 0,5 2,0 0,2 0,1 1,0 | (тыс. га) 2,3 2,2 0,3 0,5 0,5 2,0 0,2 0,1 1,0 | (тыс. га) 1,8 1,8 0,2 1,3 1,3 3,8 0,2 0,1 1,0 | (тыс. га) 1,8 1,8 0,2 0,5 0,5 2,0 2,0 0,9 1,8 |
Итого | 8,1 | 9,1 | 11,5 | 11,5 |
выполнение к 2006 году, % | - | 12,4 | 42 | 42" |