Недействующий

О ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2004, 2005 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА

1.4. Основные проблемы развития


Оценка социально-экономического развития Волгоградской области и проводимой региональной социально-экономической политики в рамках единого государственного регулирования показывает, что в последние годы в области наблюдается позитивное развитие в экономике и социальной сфере, которое определяет возможность прогнозирования продолжения устойчивого развития в перспективе при учете негативных тенденций и решений отраслевых проблем.

В промышленности, несмотря на рост объемов промышленного производства в последние годы, уровень развития отрасли не соответствует потенциалу региона и его потребностям. Основными проблемами определены:

высокий износ основных фондов, ослабленный производственный потенциал и низкий технический уровень основных фондов многих предприятий (свыше 60 процентов);

высокая доля энергетической составляющей в экономике;

использование не в полном объеме потенциала минерально-сырьевой базы;

высокие процентные ставки по заемным средствам;

негативное влияние толлинговых схем на развитие территории;

необходимость проведения реконструкции на энергетических мощностях (РЭУ "Волгоградэнерго");

неполная загруженность мощностей тракторного машиностроения;

недостаточные темпы перевода производств на новые виды конкурентоспособной продукции, которые пользуются спросом и обеспечивают повышение доходной части бюджета.

Увеличение налоговых поступлений, улучшение экологической обстановки возможно при модернизации и реконструкции производств предприятий энергетики, топливной промышленности, химии и нефтехимии, черной металлургии, создании новых производств на местном сырье.

На транспортном комплексе важнейшим недостатком является высокий износ основных производственных фондов. Значительная их часть эксплуатируется за пределами нормативного срока службы. Вследствие этого существенно ухудшаются показатели безопасности и экономической эффективности работы транспорта, растут транспортные издержки.

Слабо развита обслуживающая инфраструктура.

Отсутствие контейнерных терминалов в портах Волгограда и Волжского для перегрузки на железную дорогу не позволяет эффективно перераспределять транзитные грузопотоки.

Действующая взлетно-посадочная полоса аэропорта не соответствует международным стандартам.

Растущие объемы грузопотоков требуют реконструкции и строительства автомобильных дорог и придорожного хозяйства как федерального, так и регионального значения, а также переоснащения специализированных автотранспортных предприятий. Сегодня износ подвижного состава грузового автотранспорта составляет 80 - 85 процентов.

Испытывается недостаток в финансировании реконструкции Волго-Донского судоходного канала.

Низкими темпами ведется строительство мостового перехода через р. Волгу в г. Волгограде, который должен стать резервным сообщением при выведении на ремонт Волжской ГЭС.

Особенно остро стоит вопрос обновления автобусного парка, пассажирского автомобильного транспорта.

В агропромышленном комплексе, несмотря на увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции и некоторое улучшение финансового состояния сельскохозяйственных предприятий, общее положение сельхозтоваропроизводителей остается достаточно сложным.

Основными проблемами определены:

низкие темпы формирования рыночной инфраструктуры - рынков сельхозпродукции и продовольствия, техники, информационных услуг;

наличие излишнего числа коммерческих посредников от производителя продукции до конечного потребителя;

низкая платежеспособность оптовых покупателей сельхозпродукции, использование суррогатных форм взаиморасчетов в хозяйствах;

снижение природного потенциала отрасли - плодородия почвы, площадей сортовых посевов, поголовья племенного скота.

Негативное влияние оказывает слабая интеграция между производством и переработкой, растущий диспаритет цен между сельскохозяйственной и промышленной продукцией, а также между себестоимостью сельскохозяйственной продукции и ценой ее реализации; общее снижение фондо- и энерговооруженности сельского хозяйства; недостаточное развитие лизинга оборудования и техники.

Наблюдается снижение уровня мелиоративных работ и повсеместная деградация земельных ресурсов (вынос питательных веществ почвы в шесть раз превышает поступление с удобрениями).

При наличии самодостаточной собственной сырьевой базы область ввозит продовольствие из-за рубежа и других регионов.