4.1. Метод управления посредством постановки целей (задач) является наиболее эффективным методом комплексной для оценки результатов и эффективности профессиональной служебной деятельности гражданских служащих, не связанных непосредственно с выпуском продукции и широко распространён.
Метод основан на оценке достижения служащим целей, намеченных на конкретный период времени. Предусматривает систематическое обсуждение достигнутых и недостигнутых целей. Требует чёткого количественного определения целей и сроков их достижения. Используется для оценки руководителей и специалистов.
Успешность применения этого метода зависит от измеримости и конкретности целей, а также наличия возможностей проверки выполнения порученного задания.
Наибольшие сложности при применении этого метода возникают при определении многочисленных индивидуальных целевых показателей и приведении их в систему, пригодную для использования при оценке.
4.2. Управление по целям состоит из ряда элементов (суть метода):
1) постановка целей и задач (создание ясных и хорошо сформулированных целей работы, которую необходимо выполнить):
- определяются цели и задачи деятельности структурного подразделения исполнительного органа государственной власти автономного округа;
- устанавливаются задачи и функции структурного подразделения исполнительного органа государственной власти автономного округа в достижении поставленных целей деятельности исполнительного органа государственной власти автономного округа;
- руководитель и подчинённый совместно определяют ключевые задачи деятельности на планируемый период путём разработки плана действий, в котором формулируются пути достижения целей.
Цели должны быть конкретными, достижимыми, иметь значение как для профессионального развития государственного служащего, так и для совершенствования деятельности исполнительного органа государственной власти автономного округа.
Устанавливаемые цели очерчивают сферу ответственности государственного служащего и круг его обязанностей на те конкретные сроки, которые необходимы для достижения намечаемого результата.
Информационной основой для установления целей и задач деятельности исполнительного органа государственной власти автономного округа, его структурного подразделения, государственного служащего являются:
- положение об исполнительном органе государственной власти автономного округа;
- положение о структурном подразделении исполнительного органа государственной власти автономного округа;
- план работы структурного подразделения исполнительного органа государственной власти автономного округа;
- должностные регламенты государственных служащих.
При определении задач деятельности государственного служащего важно, чтобы эти задачи были направлены на достижение установленных задач деятельности структурного подразделения исполнительного органа государственной власти автономного округа, а те в свою очередь - на выполнение функций и задач исполнительного органа государственной власти автономного округа (рис. 1).
Уровни выполнения функций и задач в исполнительных органах государственной власти автономного округа при оценке деятельности государственных служащих (рис.1)
2) установление критериев оценки результатов профессиональной служебной деятельности
Результат профессиональной служебной деятельности характеризуется уровнем или степенью выполнения задач (работ) при наименьших затратах. При этом важное практическое значение имеет правильное определение количественных и качественных критериев (показателей), отражающих конечные результаты работы государственного служащего, структурного подразделения исполнительного органа государственной власти автономного округа, исполнительного органа государственной власти автономного округа в целом. При выборе критериев (показателей) следует учитывать, что результаты профессиональной служебной деятельности оказывают непосредственное и решающее влияние на результат деятельности всего органа исполнительной власти; занимают значительную часть рабочего времени государственного служащего; приводят к достижению целей исполнительного органа государственной власти автономного округа или его структурного подразделения.
3) оценка ожидаемых результатов
Результаты должны быть измеримыми (на основе критериев оценки). Оценка результатов производится совместно руководителем и государственным служащим на основе индивидуальных стандартов выполнения задач. Однако руководитель обладает решающим голосом при подведении итогов.
Оценка по достижению целей (задач) позволяет сделать акцент не на измерении усилий, затрачиваемых государственным служащим в сфере его деятельности, а на эффективности и результатах, непосредственно связанных с целями деятельности органа исполнительной власти. Наибольшая сложность в оценке результатов профессиональной служебной деятельности государственных служащих посредством целей (задач) заключена в определении системы индивидуальных целевых показателей. В этой связи для оценки результатов профессиональной служебной деятельности используется текущая оценка по показателям её выполнения.
4) процедура текущей оценки государственных служащих.
Этапы проведения текущей оценки государственных служащих:
а) устанавливаются цели и задачи для каждого государственного служащего на планируемый период (неделя, месяц, квартал и т.д.).
Цели и задачи определяются на основе должностных регламентов (функциональных обязанностей) государственных служащих, текущего плана работы структурного подразделения. При этом перечень обязанностей включает как регулярно осуществляемые государственным служащим функции, так и целевые мероприятия разового характера на планируемый период. В качестве планируемого периода может быть неделя, месяц, квартал и т.д. Оптимальное количество целей и задач: 3 - 5.
б) оценивается величина трудового вклада государственного служащего в решение поставленных задач.