Недействующий

ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2007-2010 ГОДЫ

Раздел 7. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АПК


7.1. Содержание проблемы

В условиях реформирования агропромышленного комплекса серьезно меняется структура управления сельским хозяйством, роль и значение руководителей и специалистов. Это связано еще и с тем, что в период реорганизации колхозов и совхозов произошла недооценка роли кадрового обеспечения. К руководству отдельными хозяйствами пришли неподготовленные для этой работы люди, не имеющие не только соответствующих профессиональных знаний, но и среднего специального образования.

Сменяемость руководителей сельскохозяйственных предприятий составляла по области в среднем за год 10 - 11 процентов. В 2005 году из 7923 работающих руководителей и специалистов с высшим образованием - 37 процентов, средним профессиональным образованием - 51 процент, а без специального образования работает около 12 процентов. Также наблюдается ухудшение качественного состава руководителей среднего звена. Высшее профессиональное образование среди них имеют 22,5 процента, среднее профессиональное образование - около 54 процентов. А это всегда были основные организаторы производства и внедренцы новых прогрессивных технологий. Остается на прежнем уровне доля работающих специалистов - пенсионеров - 4,4 процента, численность руководителей и специалистов до 30 лет - 6,3 процента. В настоящее время средний возраст руководителей и специалистов, занятых в АПК области, составляет 48 - 55 лет. Закрепляемость молодых специалистов, выпускников аграрных учебных заведений не превышает 17 процентов от общего выпуска. Наблюдается устойчивая тенденция неблагоприятной демографической ситуации в сельской местности.

В результате оттока молодежи из села, низкой рождаемости, обострившихся социальных проблем происходит старение сельского населения.

Заметно обострилась проблема обеспеченности сельхозпредприятий кадрами массовых профессий.

Повышение профессиональной и управленческой компетентности, осуществляемое через систему дополнительного профессионального образования специалистов, носит эпизодический, а не нормативно-обязательный характер.

7.2. Основные цель и задачи

Цель Программы - формирование кадрового потенциала руководителей и специалистов всех уровней, способного обеспечить повышение эффективности агропромышленного производства.

Достижение поставленной цели предусматривает решение нескольких долгосрочных и краткосрочных задач, связанных с совершенствованием системы обучения, подготовки и профессиональной переподготовки, повышения квалификации кадров, закрепления их на селе, усиления государственной поддержки кадрового обеспечения, направленных на:

укрепление учебной и материальной базы сельскохозяйственных высших, средних специальных учебных заведений и учебных заведений дополнительного профессионального образования;

создание действенной системы отбора перспективных специалистов для зачисления в резерв;

создание Регионального центра независимой системы оценки руководителей и специалистов АПК на основе профессиональных стандартов с формированием банка данных о высококвалифицированных кадрах;

укрепление службы управления персоналом в органах управления сельскохозяйственным производством в муниципальных образованиях и предприятиях АПК Волгоградской области.

7.3. Перечень мероприятий

В целях реализации Программы предусматривается осуществление следующих мероприятий:

создание нормативной базы и освоение объемов финансирования из областного бюджета на выполнение запланированных мероприятий;

формирование и реализация ежегодного областного заказа АПК Волгоградской области на подготовку, профессиональную переподготовку и повышение квалификации кадров, сбалансированного с объемами обучения в агропромышленных и других учебных заведениях;

активизация организаторской работы, обеспечивающей соответствующий этому заказу контингент абитуриентов, направляемых на учебу по целевому (контрактному) набору;

улучшение работы по профессиональной ориентации учащихся сельских общеобразовательных школ и направлению их на учебу в аграрные образовательные учреждения;

повышение уровня мотивации труда работников агропромышленного комплекса, обеспечивающего высокую эффективность производства, переработки и реализации продукции;

создание условий для значительного повышения качества подготовки кадров на основе усиления интеграции аграрной науки, образования и производства путем дальнейшего создания учебно-производственных комплексов, включающих учреждения высшего, среднего, начального и дополнительного образования, научно-исследовательские учреждения, базовые предприятия АПК с широким использованием современных информационных технологий;

разработка комплекса мероприятий по повышению статуса служб управления персоналом и расширению их функций по подбору, подготовке и систематическому повышению квалификации работников на базе правовой, социологической, психологической, социально-педагогической, информационно-компьютерной, финансово-экономической, научно-технической и управленческой подготовки.

7.4. Механизм реализации Программы

Получателями государственной поддержки из областного бюджета на развитие и совершенствование кадрового потенциала агропромышленного комплекса Волгоградской области являются юридические лица, имеющие лицензию государственного образца на право ведения образовательной деятельности по подготовке, повышению квалификации и переподготовке специалистов аграрного профиля, юридические лица, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями, и физические лица, имеющие право получать государственную поддержку на основании Закона Волгоградской области от 1 апреля 2004 г. N 908-ОД "О государственной поддержке руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций Волгоградской области".

Государственная поддержка осуществляется ежегодно, условия предоставления устанавливаются нормативными правовыми актами главы администрации Волгоградской области.

Разработка нормативно-правовой базы подготовки

и обучения кадров

Средства областного бюджета, предусмотренные на разработку нормативно-правовой базы подготовки и обучения кадров, предоставляются Государственным заказчиком ежегодно на конкурсной основе. Перечень программ подготовки и обучения кадров для АПК области, принятых к финансированию за счет средств областного бюджета, утверждается комиссией по работе с кадрами в агропромышленном комплексе Волгоградской области.