8.1. Содержание проблемы
Сельскохозяйственные товаропроизводители и организации АПК Волгоградской области не имеют возможности привлекать в достаточном объеме кредитные средства для эффективного ведения текущей деятельности, обновления материально-технической базы и внедрения новых технологий в производство в связи с высокой стоимостью привлечения кредитных средств.
Рентабельность сельскохозяйственного производства не обеспечивает доходность сельскохозяйственных товаропроизводителей, привлекательную для инвесторов. Низкие показатели платежеспособности сельскохозяйственных организаций, отсутствие залоговой базы способствуют высокому риску кредитования аграрной отрасли. Таким образом, значительная часть сельхозтоваропроизводителей и организаций АПК не в состоянии привлечь кредитные ресурсы для обеспечения текущей деятельности под существующие процентные ставки.
8.2. Основные цели и задачи
Основными целями и задачами являются:
устранение дефицита собственных средств у сельскохозяйственных товаропроизводителей и организаций АПК Волгоградской области для ведения основной деятельности и создание условий для привлечения кредитных ресурсов в отрасль;
создание привлекательных условий для инвестирования средств в АПК Волгоградской области, в том числе развитие земельно-ипотечного кредитования;
финансовое оздоровление организаций АПК;
расширение доступности кредитных ресурсов для товаропроизводителей отрасли, в том числе личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств, и создаваемых ими сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
стимулирование создания заготовительных и снабженческо-сбытовых структур, развития кредитной кооперации, а также производств по переработке сельскохозяйственной продукции, производимой личными подсобными и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.
Проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских
и технологических работ (НИОКР)
Основными направлениями научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ являются:
разработка механизма финансового оздоровления сельхозорганизаций;
разработка механизма земельно-ипотечного кредитования;
разработка механизма устойчивого развития сельских территорий, сельскохозяйственных товаропроизводителей;
развитие малых форм агробизнеса.
8.3. Механизм реализации
Механизм реализации Программы предусматривает использование формы государственной поддержки - субсидирование из областного бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным организациями АПК всех форм собственности, сельскохозяйственными товаропроизводителями и индивидуальными предпринимателями в российских кредитных организациях, а также субсидирование из областного бюджета части затрат на уплату процентов по займам, полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах.
Обеспечение доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, производящих сельскохозяйственную продукцию, осуществляющих ее переработку и оказывающих соответствующие услуги, для граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, для крестьянских (фермерских) хозяйств, а также для сельскохозяйственных потребительских кооперативов - одно из основных направлений государственной поддержки производства сельскохозяйственной продукции, устойчивого развития сельских территорий согласно Федеральному закону от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства".
2007 год является вторым годом реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК", которым также предусмотрена указанная форма государственной поддержки.
Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2006 г. N 832 "О предоставлении в 2007 году из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление государственной поддержки в сфере агропромышленного комплекса" и Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. N 446, субсидии из федерального бюджета предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации на условиях осуществления долевого финансирования расходов, предоставления в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации информации о размере средств, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации на финансирование расходов, предоставляемых из федерального бюджета (часть 4 раздела 8.3 в редакции Закона Волгоградской области от 14.11.2007 г. N 1556-ОД, НГР: ru34000200700651).
В том числе необходимо осуществлять долевое финансирование расходов на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах.
В связи с вышеизложенным возмещение из областного бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, осуществляется (часть 6 раздела 8.3 в редакции Закона Волгоградской области от 14.11.2007 г. N 1556-ОД, НГР: ru34000200700651):
с 2007 года:
1) по краткосрочным и инвестиционным кредитам, полученным на срок до 5 лет сельскохозяйственными товаропроизводителями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, организациями агропромышленного комплекса, включая рыбохозяйственные, организациями потребительской кооперации, а также ремонтными и агроснабженческими организациями, индивидуальными предпринимателями Волгоградской области в российских кредитных организациях, из расчета не более произведенных ими затрат на уплату процентов по кредитам, но не более ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения кредитного договора, в том числе на условии софинансирования из федерального бюджета;
2) на условии софинансирования из федерального бюджета по инвестиционным кредитам, полученным в 2006-2007 годах на срок до 5 лет сельскохозяйственными товаропроизводителями и организациями агропромышленного комплекса, а также организациями, осуществляющими промышленное рыбоводство, в российских кредитных организациях на приобретение племенного скота, племенного материала рыб, техники и оборудования для животноводческих комплексов (ферм) и промышленного рыбоводства, из расчета одной третьей ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения кредитного договора, но не более одной третьей фактических затрат на уплату процентов по кредиту;
3) на условии софинансирования из федерального бюджета по инвестиционным кредитам, полученным в 2006-2007 годах на срок до 8 лет сельскохозяйственными товаропроизводителями, организациями агропромышленного комплекса, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, организациями, осуществляющими промышленное рыбоводство, в российских кредитных организациях на строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов (ферм) и комплексов (ферм) по осуществлению промышленного рыбоводства, из расчета: