Недействующий

О Государственной целевой программе развития образования Республики Саха (Якутия) на 2007-2011 годы (утратил силу с 30.12.2010 на основании Закона Республики Саха (Якутия) от 15.12.2010 N 874-З N 641-IV)

     

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Государственная целевая программа развития образования Республики Саха (Якутия) на 2007-2011 годы (далее - Программа) является организационной основой государственной политики Республики Саха (Якутия) в области образования в соответствии с пунктом 3 статьи 1 Закона Республики Саха (Якутия) "Об образовании".

Настоящая Программа является продолжением Государственной программы развития образования Республики Саха (Якутия) на 2001-2006 годы и направлена на реализацию стратегических направлений развития системы образования республики на 2007-2011 годы. Программа разработана с учетом Концепции модернизации российского образования до 2010 года, Концепции профильного образования на старшей ступени общего образования, Приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации и Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, Приоритетного национального проекта "Образование". Общие направления развития системы образования определены в Стратегии развития общего образования Республики Саха (Якутия) на период до 2020 года, одобренной XI съездом учителей и педагогической общественности Республики Саха (Якутия).

При разработке программы учтены социально-экономические и демографические условия функционирования системы образования, а также тенденции изменения масштабов системы образования. Показатели численности обучающихся в общеобразовательных учреждениях республики снизились в последние пять лет с 178928 до 160478 учащихся (на 18450 детей), количество классов-комплектов сократилось на 441 класс-комплект. При этом показатель естественного прироста населения (+4,2) является самым высоким в Дальневосточном федеральном округе.

Дошкольным образованием охвачено 67,9% детей (в Российской Федерации - 56,3%), начальным общим образованием - 97,8% (в Российской Федерации - 95,6%), основным общим образованием - 94,9% (в Российской Федерации - 91%), полным средним образованием - 89,4% (в Российской Федерации - 91,4%). Программами профессиональной и допрофессиональной подготовки в рамках полного среднего образования охвачено 31,8% (в Российской Федерации - 50,7%), 20,2% от общей численности выпускников школ сдают квалификационные экзамены (в Российской Федерации - 30,1%). Численность студентов высших учебных заведений выросла с 16808 в 2000 году до 43750 человек 2005 году.

На 1 учителя в республике приходится 9 учащихся, что меньше, чем в среднем по России (в Российской Федерации - 13,5), что обусловлено низкой плотностью населения и преобладанием сельских населенных пунктов. Территориальные особенности также способствуют низкой наполняемости классов-комплектов, которая равна в сельской местности - 12 учащихся, в городской местности - 20. В этих условиях необходимо обеспечить совершенствование управления классокомлектностью, сетевое взаимодействие образовательных учреждений и создать инфраструктуру единого информационного образовательного пространства.

В результате имевшего место миграционного оттока из Республики Саха (Якутия) и уменьшающейся численности экономически активного населения на фоне возрастающей потребности предприятий и организаций в работниках, на рынке труда республики складывается негативная тенденция - нехватка квалифицированной рабочей силы.

По таким показателям, как удельный вес педагогических работников с высшим образованием, а также число учителей с высшей квалификационной категорией, педагогический персонал республики отстает от среднероссийских показателей.

Структура финансирования уровней образования в республики значительно отличается от российской. В целом, расходы на образование в процентах от ВРП в Республике Саха (Якутия) выше в 2 с лишним раза, чем по Российской Федерации, при этом расходы на начальное профессиональное образование составляют 3,7%, среднего профессионального образования - 4,4% от общих расходов на образование.

В современных условиях усиливается актуальность решения программными методами задач повышения инновационного потенциала образовательной системы, дальнейшего укрепления материально-технической базы учреждений образования, совершенствования системы непрерывного профессионального образования при эффективном использовании бюджетных средств. Необходимы перестройка структуры, содержания и технологий образования в соответствии с требованиями современного общества и экономики, активное взаимодействие субъектов различных отраслей и сфер как социальных партнеров в управлении образованием и его развитии.

В прогнозный период характерным будет возрастание роли эффективного использования профессиональных, высококлассных специалистов, менеджеров, управленцев по инновациям, руководителей производства и высококвалифицированных рабочих в ускорении социально-экономического, культурного развития Республики Саха (Якутия). Необходимо также прямое участие бизнеса в профессиональной подготовке обучающихся.

Ввиду обширности территории Якутии и особенностей транспортной схемы, необходима целенаправленная деятельность по развитию дистанционных методов обучения. Для повышения конкурентоспособности выпускников сельских школ предстоит укрепить учебную базу для расширения возможностей профильного обучения и дуального образования, поддержать развитие специальных учебных центров в крупных населенных пунктах республики, совершенствовать региональную систему оценки качества образования.

Несмотря на сокращение количества ветхих и аварийных школ до с 24% в 2003 году до 11% в 2006 году, проблема реконструкции и строительства учреждений образования продолжает оставаться актуальной. 56% зданий учебных заведений начального профессионального образования Республики Саха (Якутия) требуют реконструкции. Оснащенность учреждений учебно-лабораторным оборудованием и компьютерной техникой составляет менее 50%. Обеспеченность общежитиями в ссузах - 70% от числа нуждающихся иногородних студентов.

Необходимо продолжить оказание государственной поддержки в проведении капитального ремонта, сохранить объемы реконструкции и строительства учреждений образования в инвестиционной части программы.

Программа направлена на повышение эффективности управления государственными финансами в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере образования. Комплекс мероприятий Программы предусматривает систему индикаторов и показателей изменений в образовании, нацеленных на достижение конечного результата.

Мероприятия Программы носят межотраслевой характер и направлены на все учреждения и организации системы образования, находящиеся в ведении различных государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия). Это позволит проводить единую образовательную политику, обеспечивать дальнейшее развитие системы образования, консолидировать усилия государства и общества, повысить эффективность принимаемых мер.