ЗАКОН
КОРЯКСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
от 6 марта 2007 года N 268-оз
Об экологическом образовании и экологическом просвещении в Корякском автономном округе
____________________________________________________________________
Утратил силу с 10 июля 2010 года на основании
Закона Камчатского края от 21 июня 2010 года N 473
____________________________________________________________________
Принят
Думой Корякского автономного округа
21 февраля 2007 года
Настоящий Закон устанавливает принципы и особенности организации и развития системы экологического образования и экологического просвещения, формирования экологической культуры населения на территории Корякского автономного округа в целях реализации государственной политики в сфере охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности.
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1) экологическое образование - непрерывный процесс воспитания, обучения, развития личности, направленный на формирование системы ценностных ориентаций, поведенческих норм, получение специальных знаний и приобретение опыта по охране окружающей среды, природопользованию и экологической безопасности, реализуемых в экологически грамотной деятельности;
2) экологическое сознание - совокупность и уровень представлений и мировоззренческих позиций по отношению к окружающей среде, организации жизнедеятельности на основе природосберегающих стратегий и технологий;
3) экологическое поведение - совокупность действий и поступков людей, непосредственно или опосредованно связанных с воздействием на окружающую среду и использованием природных ресурсов, определяющихся уровнем экологического сознания человека и освоенными практическими умениями в сфере природопользования;
4) экологическое воспитание - процесс непрерывного, систематического и целенаправленного повышения уровня сознательного и нравственного отношения к окружающей среде;
5) экологическое просвещение - распространение экологических знаний, информации о состоянии окружающей среды в целях формирования основ экологической культуры населения;
6) система экологического образования - достаточная для реализации целей и задач непрерывного экологического образования совокупность необходимых и взаимодействующих организационных форм, включающая в себя инфраструктуру экологического образования, управление, кадровое обеспечение, нормативное правовое управление, научно-методическое и информационное обеспечение и экономическую составляющую, а также распространение экологических знаний (средства массовой информации, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма);
7) экологическая культура - совокупность экологического сознания и экологического поведения человека, способ организации и развития жизнедеятельности в системе ценностных ориентации и экологических норм взаимодействия с окружающей средой на основе экологических знаний, навыков и умений.
1. Основными целями экологического образования и просвещения в Корякском автономном округе являются:
1) повышение экологической культуры, образовательного уровня, профессиональных навыков и знаний населения в сфере экологии;
2) обеспечение устойчивого социально-экономического развития региона, своевременного выявления и устранения причин антропогенного воздействия на окружающую среду.
2. Основными задачами экологического образования и просвещения в Корякском автономном округе являются:
1) развитие системы всеобщего и комплексного экологического образования и просвещения;
2) включение вопросов экологии, рационального природопользования, охраны окружающей среды и устойчивого социально-экономического развития региона в учебные планы на всех уровнях образовательного процесса;
3) подготовка и переподготовка в сфере экологии педагогических кадров для всех уровней системы обязательного и дополнительного образования и просвещения, в том числе по вопросам экологической безопасности;
4) государственная поддержка экологического образования и просвещения;
5) разработка стандартов экологического образования, ориентированных на разъяснение вопросов экологической безопасности и устойчивого социально-экономического развития региона;
6) развитие системы подготовки должностных лиц, повышения квалификации специалистов природоохранных служб, правоохранительных и судебных органов;
7) повышение роли особо охраняемых природных территорий как эколого-просветительских центров;
8) включение вопросов формирования экологической культуры, экологического образования и просвещения в окружные целевые программы (подпрограммы);
9) информированность населения об экологическом состоянии региона;
10) информированность должностных лиц в сфере охраны окружающей среды, рационального природопользования, экологической безопасности, ответственности за экологические нарушения, а также обучение их методам управления с учетом экологического фактора;
11) освещение вопросов экологии в средствах массовой информации.
Основными принципами экологического образования и просвещения являются:
1) гарантированность и всеобщность приобретения основ экологических знаний;
2) обязательность включения основ экологических знаний в систему образования;
3) системность получения экологических знаний;
4) участие общественных объединений и граждан в реализации государственной политики в сфере экологического образования и просвещения;
5) взаимодействие органов государственной власти, органов местного самоуправления Корякского автономного округа, специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации в сфере охраны окружающей природной среды, учебных заведений, учреждений и организаций, ведающих вопросами образования и культуры, общественных объединений и граждан в сфере экологического образования и просвещения;
6) гласность в вопросах экологии и реализации программ (подпрограмм) экологического образования и просвещения;
7) приоритетность экологического образования как гуманитарного и социоестественного компонентов общего и профессионального образования;
8) преемственность национального и мирового опыта в сфере экологического образования;
9) единство культурного и экологического образовательного пространства;
10) адаптированность системы экологического образования в системе общего образования;
11) преемственность экологических образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня;
12) непрерывность экологического образования.
Экологическое образовательное и информационное пространство состоит из системы:
1) образовательных учреждений;
2) средств массовой информации;
3) объектов производства и сферы услуг;
4) учреждений культуры, искусства и отдыха;
5) учреждений спорта и туризма;
6) природных (заповедников, природных парков, памятников природы и др.) и историко-архитектурных комплексов;
7) городских и сельских территорий;
8) иных сфер жизнедеятельности людей, служащих вместе с сетью образовательных учреждений целям формирования в реальных условиях экологической культуры общества и человека.
1. Основными организационными формами экологического образования и просвещения являются:
1) очная, очно-заочная (вечерняя), заочная формы, семейное образование, самообразование, экстернат в системе непрерывного образовательного процесса;
2) эколого-просветительская работа, включающая в себя распространение экологических знаний через средства массовой информации, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма;
3) экологическая пропаганда.
2. Организационные формы экологического образования и просвещения должны учитывать особенности различных возрастных категорий, профессиональной ориентации населения.
Экологическое образование как один из элементов общего образования и профессиональной подготовки кадров в Корякском автономном округе представляет собой единую систему всеобщего и комплексного экологического образования, включающую:
1) дошкольное образование;
2) образование учащихся общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования детей;
3) подготовку специалистов в сфере охраны окружающей среды со средним специальным и высшим образованием;
4) природоохранную подготовку специалистов различных профессий;
5) повышение квалификации и переподготовку должностных лиц, специалистов народного хозяйства и педагогических кадров в системе послевузовского образования;
6) подготовку кадров высшей научной квалификации;
7) подготовку специалистов в сфере экологического просвещения.
К полномочиям Думы Корякского автономного округа в сфере экологического образования и просвещения относятся:
1) принятие законов и иных нормативных правовых актов в сфере экологического образования и просвещения, контроль за их исполнением;
2) утверждение долгосрочных целевых программ в сфере экологического образования и просвещения, контроль за их исполнением;
3) иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Корякского автономного округа.
К полномочиям Администрации Корякского автономного округа в сфере экологического образования и просвещения относятся:
1) разработка и обеспечение реализации окружных целевых программ в сфере экологического образования и просвещения;
2) организация и обеспечение системы всеобщего и комплексного экологического образования;
3) утверждение и реализация планов по экологическому образованию и просвещению;
4) установление порядка подготовки, переподготовки и аттестации должностных лиц и специалистов учреждений и предприятий, связанных с деятельностью, оказывающей вредное воздействие на окружающую среду и здоровье человека на территории Корякского автономного округа;
5) научное, информационное и учебно-методическое обеспечение системы всеобщего комплексного экологического образования;
6) обеспечение и стимулирование информирования населения по вопросам экологии и рационального природопользования.
Граждане и общественные объединения в сфере экологического образования и просвещения имеют право:
1) вносить предложения по реализации и совершенствованию государственной политики в сфере экологического образования и просвещения;
2) участвовать в разработке проектов программ и планов по экологическому образованию и просвещению и в их реализации;
3) участвовать в формировании активной общественной позиции в сфере экологического образования, экологической безопасности и сохранения окружающей среды;
4) запрашивать и получать в установленном порядке достоверную экологическую информацию, необходимую для осуществления деятельности по экологическому образованию;