Комплексная целевая программа "Административная реформа в Астраханской области на 2007 год" разработана министерством экономического развития Астраханской области во исполнение постановления Правительства Астраханской области от 05.07.2006 N 217-П "О концепции комплексной целевой программы "Административная реформа в Астраханской области в 2006-2008 годах" (НГР:RU30000200600353).
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ, ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРОГРАММНОЙ РАЗРАБОТКИ
Реформирование системы государственного управления является одним из важных условий ускорения социально-экономического развития Астраханской области.
Указом Президента Российской Федерации от 23.07.2003 N 824 "О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах" (НГР:RU0000R200302874) определены приоритетные направления административной реформы:
- ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования;
- исключение дублирования функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти;
- развитие системы саморегулируемых организаций в области экономики;
- организационное разделение функций регулирования экономической деятельности, надзора и контроля, управления государственным имуществом и предоставления государственными организациями услуг гражданам и юридическим лицам;
- завершение процесса разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оптимизация деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
В Астраханской области в рамках административной реформы в феврале 2005 года проведена реорганизация исполнительных органов государственной власти области: созданы Правительство Астраханской области, исполнительные органы государственной власти Астраханской области.
В соответствии с поставленными Губернатором Астраханской области целями ускоренного социально-экономического развития области начато внедрение новых принципов управления на основе программно-целевого планирования с использованием методов управления по результатам, бюджетирования, ориентированного на результат.
Разработана и согласована в Правительстве Российской Федерации Стратегия развития Астраханской области на средне- и долгосрочную перспективу. Разработана и принята постановлением Правительства Астраханской области от 20.05.2005 N 101-П "О Программе ускоренного социально-экономического развития области на 2005-2008 годы" (НГР:RU30000200500796) (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Астраханской области от 24.08.2006 N 305-П) Программа ускоренного социально-экономического развития области на 2005-2008 годы.
Начато создание механизма реализации приоритетных национальных проектов на территории области, по каждому национальному проекту разработаны комплекс мероприятий и сетевые графики их реализации.
Министерством финансов Астраханской области осуществляется внедрение принципов бюджетирования, ориентированного на результат.
За 2006 год реализован комплекс мероприятий, направленных на повышение эффективности взаимодействия исполнительных органов государственной власти области и органов местного самоуправления области. Упорядочена территориальная основа местного самоуправления, установлен статус действующих и вновь образованных муниципалитетов, определены три типа муниципальных образований. Установление разного статуса 177 муниципальных образований с четко определенными в зависимости от статуса функциями позволяет исключить имеющееся дублирование в работе органов местного самоуправления поселений и районов и повысить меру их ответственности за решение конкретных задач.
Проведена работа по перераспределению объектов муниципальной собственности между поселениями и районными муниципальными образованиями, результатом которой должно стать наличие муниципальной собственности в каждом поселении для решения органами местного самоуправления вопросов местного значения.
Для обеспечения единства целей ускоренного социально-экономического развития Астраханской области на областном и муниципальном уровнях исполнительными органами государственной власти области совместно с органами местного самоуправления в каждом поселении ведется разработка стратегических программ ускоренного развития данной территории.
Реформирована система межбюджетных отношений между областью, районными муниципальными образованиями (городскими округами), поселениями. В составе бюджета Астраханской области сформированы областной фонд финансовой поддержки поселений, областной фонд финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) и областной фонд софинансирования социальных расходов.
Начата разработка механизма взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, Правительства Астраханской области, исполнительных органов государственной власти Астраханской области и органов местного самоуправления Астраханской области. В рамках этой работы приняты распоряжения Губернатора Астраханской области от 18.10.2005 N 852-р "О первоочередных мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 02.07.2005 N 773" (с изменениями, внесенными распоряжениями Губернатора Астраханской области от 17.02.2006 N 94-р и от 22.12.2005 N 1057-р) и от 31.01.2006 N 46-р "О соглашениях о взаимодействии исполнительных органов государственной власти области с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти".
(Абзац в редакции постановления Правительства Астраханской области от 19.12.2007 N 551-П НГР:RU30000200700954)
Для оптимизации системы государственных учреждений проведен анализ их функций, подготовлены предложения для Губернатора Астраханской области, которые рассматриваются.
С целью противодействия коррупции создан антикоррупционный совет при Губернаторе Астраханской области, утверждена отраслевая целевая программа "О противодействии коррупции в исполнительных органах государственной власти Астраханской области на 2006 год".
Для повышения открытости деятельности Губернатора области и исполнительных органов государственной власти области в сети Интернет созданы портал органов государственной власти Астраханской области, портал социальной сферы и сайт Губернатора Астраханской области Жилкина А.А.
В то же время практически реализована лишь часть мероприятий административной реформы. По ряду ее приоритетных направлений работа еще не начата. Прежде всего это касается механизмов реализации полномочий исполнительных органов государственной власти области, необходимых для работы в новых условиях.
Так, сотрудники и руководители исполнительных органов государственной власти области в основной своей массе не имеют ясного представления о конкретных целях административной реформы и механизмах её реализации. Работники, на которых возлагается реализация мероприятий реформы, в подавляющем большинстве не прошли соответствующего обучения и не знакомы с рекомендуемыми на федеральном уровне методиками.
Не разработаны стандарты качества и доступности государственных услуг и административные регламенты исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг исполнительными органами государственной власти области.
Система органов исполнительной власти во многом является закрытой для граждан и бизнеса. Крайне слабо общественные организации и граждане привлекаются к участию в административной реформе. Цели и механизмы реформы не доводятся до населения, не разъясняется его важная роль в реализации реформы, граждане плохо представляют себе, что реформа несёт им лично.