С начала 90-х годов в России осуществляется реформирование судебной системы и совершенствование ее деятельности.
Достижениями судебной реформы за прошедшие годы стали укрепление независимости судей и создание на федеральном уровне законодательной базы для введения мировых судей и начало формирования института мировых судей в регионах, которые являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему.
Главной целью создания мировой юстиции является облегчение для граждан доступа к правосудию, максимальное приближение суда к населению, снижение нагрузки на федеральных судей. Однако реализация указанной цели осуществляется не в полной мере, что отрицательно сказывается на обеспечении правового порядка в регионах.
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 1999 г. N 218-ФЗ "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" в Рязанской области установлено 58 должностей мировых судей, на сегодняшний день назначено только 55 мировых судей.
Кроме того, в связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 11 марта 2006 года N 36-ФЗ "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации", вступающим в силу с 1 января 2007 года и влекущим за собой изменения в законодательство о количестве судебных участков, планируется создание еще 12 судебных участков.
За 2004 год мировыми судьями было рассмотрено 17453 дела, из них: 7836 гражданских, 644 уголовных, 8973 административных дела.
За 2005 год рассмотрено 30270 дел, из них: 16785 гражданских, 1541 уголовное и 11944 административных дела.
Создание мировой юстиции в Рязанской области не проходит легко и безболезненно, постоянно возникают различные трудности, которые приходится преодолевать.
Основная причина - недостаточное материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей и работников их аппаратов, отсутствие надлежащим образом оборудованных помещений. Состояние занимаемых отдельными судебными участками помещений неудовлетворительно, что компрометирует систему правосудия. Большинство судебных участков вообще не имеют подходящих помещений, в результате чего происходит нарушение принципа гласности судебного разбирательства, поскольку из-за отсутствия необходимых площадей судебные процессы из открытых фактически превращаются в закрытые, а доступ к ним вынужденно ограничивается.
По договорам безвозмездного пользования нежилым помещением размещены 17 судебных участков мировых судей (г. Касимов и Касимовский район, г. Скопин, г. Спасск и Спасский район, р.п. Тума Клепиковского района, Новодеревенский, Ряжский, Клепиковский, Захаровский, Михайловский, Пронский, Шиловский, Рыбновский и Путятинский районы Рязанской области). На баланс управления переданы 4 здания, в которых размещены 8 судебных участков (Железнодорожный район г. Рязани, Старожиловский и Сапожковский районы Рязанской области). В зданиях районных судов размещены 2 судебных участка мировых судей (Ухоловский и Чучковский районы Рязанской области). На основании договоров аренды размещены 30 судебных участков мировых судей (Московский, Октябрьский и Советский районы г. Рязани, Сасовский, Скопинский, Кадомский, Пителинский, Милославский, Сараевский, Рязанский, Шацкий и Ермишинский районы Рязанской области).
Практика показывает, что выделяемые помещения находятся в неудовлетворительном состоянии, совершенно не приспособлены для осуществления правосудия. Для их капитального и текущего ремонтов требуются значительные затраты из средств областного бюджета. Такие проблемы возникли в следующих районах Рязанской области: Захаровском, Путятинском, Новодеревенском, Сасовском, Спасском, Старожиловском, Ряжском, Касимовском, Кораблинском районах, р.п. Тума Клепиковского района и Московском районе г. Рязани.
На сегодняшний день надлежащему функционированию новой ветви судебной системы препятствует постоянный дефицит финансирования. Мировые судьи недостаточно обеспечены материально-техническими ресурсами. Это не позволяет использовать современные схемы ведения делопроизводства и информационные технологии, отсутствие на судебных участках компьютерных автоматизированных рабочих мест лишает мировых судей возможностей оперативного доступа к базам данных по действующему законодательству и судебной практике, что вызывает нарушение сроков рассмотрения дел, волокиту и медлительность в осуществлении судопроизводства, а это, в свою очередь, отрицательно сказывается на конечном результате деятельности мировых судей. На информатизацию судебных участков, а также на обеспечение их офисной мебелью, символами государственной власти, бытовыми приборами, оргтехникой, средствами связи, автотранспортом и средствами пожаротушения в соответствии с нормативами, утвержденными Научно-экспертным советом Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации, необходимо дополнительное выделение денежных средств.
Кроме того, в районах, где главами муниципальных образований помещения для судебных участков по тем или иным обстоятельствам не выделялись, а мировые судьи были назначены на первом этапе, принимались решения о временном нахождении их в здании районных и городских судов, других организаций.
Достижение качественных сдвигов в отправлении правосудия невозможно без надлежащего организационного обеспечения мировых судей Рязанской области. Это обуславливает необходимость серьезной поддержки на областном уровне и применение программно-целевого подхода.
Целесообразность принятия Программы определяется тем, что она позволит обратить особое внимание на существующие проблемы деятельности мировых судей, связанные с финансированием и материально-техническим обеспечением, а также привлечь дополнительные ресурсы для обеспечения работы мировых судей.