Недействующий

Об утверждении областной целевой программы "Модернизация жилищно-коммунального комплекса Рязанской области на 2007-2015 годы"

2. Содержание проблемы и технико-экономическое обоснование


2.1. Содержание проблемы, предлагаемой для программного решения, вытекает из анализа технического состояния инженерных сетей и сооружений, обеспеченности населения области теплом, водой, состояния технической базы коммунальных предприятий, а также возможности обеспечения населения необходимыми жилищно-коммунальными услугами на перспективу до 2015 года.

2.2. Жилищно-коммунальное хозяйство (далее - ЖКХ) является одной из основных социально-экономических отраслей Рязанской области. Расходы на ее развитие и содержание составляют от 12 до 15% консолидированного бюджета Рязанской области. Балансовая стоимость основных фондов составляет 64,8 млрд. рублей.

<Пункт 2.2 в редакции Закона Рязанской области N 13-ОЗ от 24.03.2011 г.; нгр:RU62000201100151>

2.3. В период с 2001 по 2006 год в жилищно-коммунальную сферу было направлено более 800 млн. руб. капитальных вложений, за счет чего введено в эксплуатацию 6 общегородских объектов водоснабжения и канализации, построено 170 км тепловых, 190 км электрических сетей, 70 км сетей водоснабжения и 25 км канализации.

Кроме того, в рамках областной целевой программы развития газификации Рязанской области за счет всех источников финансирования привлечено 1675,5 млн. руб., в т.ч. 718,26 млн. руб. средств областного бюджета. За этот период реконструированы с переводом на газ 105 котельных, построены 632 автономных тепловых пункта. За счет газификации удалось в несколько раз снизить потребление дорогостоящего жидкого топлива (печного топлива - в 3 раза, мазута - в 6 раз). Ликвидированы 130 убыточных котельных и 250 км тепловых сетей.

Доля расходов на ЖКХ в консолидированном бюджете области:

Годы

Величина  консолидированного бюджета области (млн.руб.)

Расходы на  финансирование ЖКХ (млн.руб.)

Доля расходов на  ЖКХ в консолидированном бюджете области (%)

2000

3882,75

812,2

20,9

2001

5950,0

975,8

16,4

2002

9475,9

1061,3

11,2

2003

11409,1

1004,0

8,8

2004

11896,0

1302,4

10,9

2005

14748,7

1610,5

10,9

2.4. В настоящее время в жилищно-коммунальном хозяйстве области имеется ряд серьезных технико-экономических проблем, без решения которых невозможно его эффективное функционирование, гарантированное обеспечение потребителей всеми видами жилищно-коммунальных услуг.

Основными из них являются:

высокий износ объектов инженерной инфраструктуры населенных пунктов и нарастание массы ветхого и аварийного жилищного фонда;

недостаточный для привлечения инвестиций уровень экономической эффективности предприятий, оказывающих жилищные и коммунальные услуги;

высокий уровень риска отчуждения муниципального имущества, находящегося в управлении жилищных и коммунальных предприятий, при их банкротстве.

2.5. Техническое состояние инженерных объектов и коммуникаций характеризуется высоким уровнем износа, высокой аварийностью, низким коэффициентом полезного действия мощностей и большими потерями энергоносителей.

Средний износ объектов инженерной инфраструктуры вырос за последние 5 лет с 37,7% до 65,7%. Износ оборудования котельных в настоящее время составляет около 40%, тепловых сетей - 63%, водопроводных сетей и сооружений - 70%.

2.6. Ряд городов и поселков испытывают дефицит питьевой воды. Проблема осложняется неудовлетворительным качеством воды, подаваемой населению. По данным лабораторных исследований около 11% проб воды в системах централизованного водоснабжения не соответствовали нормативам по химическим показателям и более 11,7% по микробиологическим.

2.7. Серьезные проблемы имеются в вопросах обеспечения канализацией населенных пунктов области. До сих пор нет систем канализации более чем в десяти крупных городах и поселках области. Большинство существующих ведомственных очистных сооружений и принятых от ведомств в муниципальную собственность находятся в нерабочем состоянии (до 70%).

2.8. В области идет нарастание массы ветхого и аварийного жилищного фонда по причине недофинансирования капитального ремонта жилья.

Из общей площади жилищного фонда области - 27,5 млн. кв.метров ветхий и аварийный составил на 01.01.2006 г. 783,5 тыс. кв.метров (2,85%).

2.9. Серьезные замечания вызывает санитарное состояние и благоустройство территорий населенных пунктов. Отмечается низкая оснащенность эксплуатирующих организаций необходимой спецавтотехникой.

Согласно расчетам, проведенным на основании действующих нормативных документов, на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства и коммунальной энергетики области недостает 50 мусоровозов, 75 плужно-щеточных и пескоразбрасывающих машин, 39 экскаваторов, 28 снегопогрузчиков, более 50 самосвалов, к тому же из имеющейся техники более 60% подлежит списанию.

2.10. Оснащённость объектов жилищно-коммунального хозяйства морально устаревшим оборудованием приводит к большой себестоимости производства тепла, воды, водоотведения. В связи с этим необходимо применение энергосберегающих технологий, которые позволят снизить затраты, что в конечном итоге позволит сократить рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

2.11. В связи с увеличивающимся износом электрических сетей снижается надёжность электроснабжения.

Наиболее слабым звеном в энергосистеме являются распределительные сети 10-0,4 кВ, обеспечивающие электроэнергией население, промышленных и сельскохозяйственных потребителей.

Срок службы деревянных опор - 16 лет. В большинстве своем они пришли в негодность и требуют срочной замены. Кроме опор, 2751 км электрических сетей находятся в технически непригодном состоянии, в том числе 875 км находятся на обслуживании предприятий коммунальной энергетики.

В настоящее время 77 объектов жизнеобеспечения и 14 объектов здравоохранения муниципального образования - г. Рязань имеют III категорию надежности энергоснабжения и не имеют второго источника питания. На территории Рязанской области 293 объекта жизнеобеспечения и здравоохранения также не имеют резервного источника энергоснабжения. Вместе с тем все объекты, не имеющие резервного источника энергоснабжения, относятся к категории объектов жизнеобеспечения, перерыв энергоснабжения которых может повлечь за собой опасность для жизни людей.

2.12. С 2003 года в области начала действовать областная целевая программа "Энергосбережение в бюджетной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве Рязанской области на 2003-2010 годы", а с 2004 - областная целевая программа "Основные направления реформирования и модернизация жилищно-коммунального комплекса Рязанской области на 2004-2010 годы".