Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Основной проблемой в обеспечении безопасности дорожного движения является снижение аварийности на дорогах. В целях решения указанной проблемы необходима модернизация дорожно-транспортной инфраструктуры и повышение дисциплины участников дорожно-транспортного движения.
В 2004 году в Сахалинской области произошло 1138 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 139 человек. Всего за последние 10 лет в результате дорожно-транспортных происшествий погибли 1575 человек, из которых более четверти - люди наиболее активного трудоспособного возраста (26 - 40 лет).
Коренной перелом в состоянии аварийности произошел в 2001 году, рост основных показателей аварийности в 2001 - 2004 годах составил:
дорожно-транспортные происшествия - 38,3 процента (2000 год - 823; 2004 год-1138);
количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, - 13 процентов (2000 год- 123; 2004 -139);
количество лиц, получивших ранения в результате дорожно-транспортных происшествий, - 45,4 процента (2000 год- 1020; 2004 -1483).
Начиная с 2000 года растут такие относительные показатели аварийности, как количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, на 10 тыс. единиц транспорта (транспортный риск) и количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, на 100 тыс. населения (социальный риск). В 2004 году они достигли своего максимума (более 66 и 277 соответственно).
В результате дорожно-транспортных происшествий наносится экономике Сахалинской области значительный ущерб (например, в 2004 году ущерб в результате гибели и ранения людей составил 1,274 млрд. рублей).
Основными видами дорожно-транспортных происшествий в Сахалинской области являются наезды на пешехода, препятствие и стоящее транспортное средство, а также столкновения и опрокидывания транспортных средств. Свыше трех четвертей всех дорожно-транспортных происшествий связаны с нарушениями Правил дорожного движения Российской Федерации водителями транспортных средств. Около трети всех происшествий связаны с неправильным выбором скорости движения. Вследствие выезда на полосу встречного движения регистрируется около 10 процентов дорожно-транспортных происшествий. Почти каждое пятое дорожно-транспортное происшествие совершил водитель, находившийся в состоянии опьянения, каждое четвертое - не имевший права на управление транспортным средством. Удельный вес дорожно-транспортных происшествий с участием водителей транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, превышает 80 процентов всех происшествий, связанных с несоблюдением водителями требований безопасности дорожного движения.
Наиболее многочисленной и самой уязвимой группой участников дорожного движения являются пешеходы. За последние 8 лет количество пешеходов, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, неизменно и составляет около 40 процентов от числа погибших в дорожно-транспортных происшествиях. Всего за период с 1998 года по 2005 год в Сахалинской области в результате аварий погибли 431 и ранены свыше 3600 пешеходов.
Высокий уровень аварийности и устойчивые тенденции к дальнейшему ухудшению ситуации во многом объясняются следующими причинами:
постоянно возрастающая мобильность населения;
уменьшение перевозок общественным транспортом и увеличение перевозок личным транспортом;
нарастающая диспропорция между увеличением количества автомобилей и протяженностью улично-дорожной сети, не рассчитанной на современные транспортные потоки. (Так, современный уровень обеспечения автомобилями в Сахалинской области уже превысил 290 штук на 1 тыс. жителей, тогда как дорожно-транспортная инфраструктура соответствует уровню 60 - 100 штук на 1 тыс. жителей).
Следствием такого положения дел являются ухудшение условий дорожного движения, нарушение экологической обстановки, увеличение количества заторов, расхода топлива, а также рост количества дорожно-транспортных происшествий. В настоящее время в городах и населенных пунктах происходит более 70 процентов всех дорожно-транспортных происшествий. Темпы увеличения количества лиц, пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий в городах, опережают темпы увеличения количества дорожно-транспортных происшествий. Почти 66 процентов дорожно-транспортных происшествий, совершенных в городах и иных населенных пунктах Сахалинской области, приходятся на областной центр - город Южно-Сахалинск.
Изучение особенностей современного дорожно-транспортного травматизма показывает, что происходит постепенное увеличение количества дорожно-транспортных происшествий, в результате которых пострадавшие получают травмы, характеризующиеся особой степенью тяжести. Неэффективная организация работы по оказанию медицинской помощи лицам, пострадавшим в результате таких дорожно-транспортных происшествий, является одной из основных причин их высокой смертности.
Усугубление обстановки с аварийностью и наличие проблемы обеспечения безопасности дорожного движения требуют выработки и реализации долгосрочной государственной стратегии, координации деятельности государства и деятельности общества, концентрации федеральных, региональных и местных ресурсов, а также формирования эффективных механизмов взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных институтов и негосударственных структур при возможно более полном учете интересов граждан.
Система обеспечения безопасности дорожного движения, сформированная без применения программно-целевого метода, характеризуется недостаточной комплексностью и отсутствием эффективного механизма координации действий всех органов исполнительной власти, что ведет к разобщенности при осуществлении деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Сложившееся положение дел усугубляется неэффективным использованием реальных рычагов воздействия на негативные процессы, происходящие в области обеспечения безопасности дорожного движения. Принимаемые меры не носят целенаправленного характера, не подчинены единой задаче и, как следствие, не могут коренным образом изменить существующие негативные тенденции.
В области фактически отсутствует система организационно-планировочных и инженерных мер, направленных на совершенствование организации движения транспорта и пешеходов в городах (регламентация скоростных режимов, введение одностороннего движения и т.д.). Поэтому в городах постоянно возникают заторы, существенно затрудняющие и ограничивающие дорожное движение.
Система организации прибытия на место дорожно-транспортного происшествия и оказания помощи лицам, пострадавшим в результате дорожно-транспортного происшествия, неэффективна.
Государственное и общественное воздействие на участников дорожного движения с целью формирования устойчивых стереотипов законопослушного поведения осуществляется на недостаточном уровне. Ситуация усугубляется всеобщим правовым нигилизмом, осознанием юридической безответственности за совершенные правонарушения, безразличным отношением к возможным последствиям дорожно-транспортных происшествий, отсутствием адекватного понимания участниками дорожного движения причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, недостаточным вовлечением населения в деятельность по предупреждению дорожно-транспортных происшествий.
Сложившаяся критическая ситуация в области обеспечения безопасности дорожного движения в условиях отсутствия программно-целевого метода характеризуется наличием тенденций к ее дальнейшему ухудшению, что определяется следующими факторами:
высоким уровнем аварийности и тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий, в том числе высоким уровнем детского травматизма (в 2012 году ожидается увеличение количества лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, до 250 человек и увеличение количества дорожно-транспортных происшествий до 1900);
значительным количеством лиц наиболее активного трудоспособного возраста (26 - 40 лет) среди погибших в результате дорожно-транспортных происшествий;
продолжающимся ухудшением условий дорожного движения в городах;
низким уровнем безопасности перевозок пассажиров автомобильным транспортом.