Перечень мероприятий Подпрограммы с указанием финансовых ресурсов и сроков, необходимых для их реализации, представлен в приложении N 1 - "Объемы и источники финансирования подпрограммы "Внедрение телемедицинских технологий в практическом здравоохранении на 2007-2011 годы".
Подпрограмма будет выполняться по следующим направлениям:
1. "Единая система оказания телемедицинских консультационных услуг населению"
Цель: внедрение постоянно действующей системы оказания телемедицинских консультационных услуг.
Механизм реализации предусматривает:
- создание телеконсультационной медицинской инфраструктуры республиканского (район - республика) клинико-диагностического куста и ведомственных медицинских служб;
- создание сети межрайонных и республиканских телемедицинских консультативных центров общего и специализированного профиля;
- отработку форм и методов оказания телеконсультационной помощи и внедрение их в практику медицинского обслуживания населения на всех уровнях, вплоть до семейных врачей;
- разработка требований к комплексу программно-технических средств конечного пользователя на всех уровнях системы;
- нормативно-правовое и организационное обеспечение функционирования системы;
- создание системы подготовки медицинского персонала методам оказания телемедицинских консультативных услуг;
- экономическое обоснование возможности предоставления телеконсультационных медицинских услуг в рамках обязательного и дополнительного медицинского страхования;
- обеспечение организационно-методологических и финансовых условий интеграции республиканской телемедицинской системы в российскую и международную сеть консультативно-диагностических центров.
Введение системы телемедицинских консультационных услуг позволяет:
- значительно сократить время согласования сроков госпитализации в ведущие республиканские, региональные и федеральные клиники;
- повысить качество отбора больных для оказания высококвалифицированной и специализированной медицинской помощи;
- на районном и республиканском уровне повысить качество медицинской помощи и активизировать работу по совершенствованию ее организации для наиболее сложных и тяжелых больных;
- увеличить доступность специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной и дорогостоящей;
- рационально использовать финансовые средства, выделяемые на оказание специализированной медицинской помощи.
Архитектура телемедицинской сети должна строиться следующим образом. Первичным звеном сети являются базовые телемедицинские пункты для экспресс-исследования состояния здоровья. По существу, это первичный мониторинг состояния здоровья гражданина. Он позволяет получить первичные данные для оценки психофизиологического состояния и основные рекомендации, к каким специалистам обратиться. В муниципальных образованиях будут действовать базовые узлы подключения к телекоммуникационной сети, к которым будут присоединяться первичные приемные отделения. Эти узлы могут быть расположены в участковых поликлиниках и больницах, общеобразовательных учреждениях и т.д. Их основная задача - провести мониторинг состояния здоровья гражданина, собрать первичную информацию о состоянии здоровья человека. Далее по иерархии располагаются районные телемедицинские пункты, куда последовательно и передается вся необходимая информация. Во главе национальной телемедицинской сети стоит Республиканский телемедицинский центр оснащенный высокотехнологичной аппаратурой и более квалифицированными специалистами. Такая архитектура позволяет обрабатывать информацию на каждом уровне и, в случае необходимости, передавать ее на следующий более высококвалифицированный уровень. Таким образом, мы имеем дело с иерархической структурой, в которой постепенно усложняются ее консультативно-диагностические и профилактические функции. Вся информация, которая собирается в ходе исследований, сохраняется в виде структурированных идентификационных данных.
Для успешного внедрения в действие услуг телемедицины необходимо создание Республиканского телемедицинского центра.
Задачи Республиканского телемедицинского центра:
1. Оказание высококвалифицированной консультативно-диагностической помощи населению с применением современных телемедицинских и телекоммуникационных систем.
2. Обеспечение взаимодействия со всеми заинтересованными организациями и учреждениями (медицинскими, техническими, властными структурами и др.) при реализации телемедицинского проекта.
3. Разработка перспективных планов развития телемедицинской сети, обеспечение их реализации, формирование текущего и перспективного плана работы по использованию различных направлений телемедицины с учетом реальных возможностей и потребностей региона (телеконсультирование, телеобучение, применение телемедицины для решения управленческих задач и т.д.).
4. Организация и проведение методической работы с государственными и муниципальными медицинскими учреждениями региона по вопросам наиболее эффективного использования телемедицины.
5. Разработка проектов документов (приказов, постановлений, распоряжений и т.д.), составляющих региональную нормативную базу телемедицины.
6. Изучение передового отечественного и зарубежного опыта применения телекоммуникационных технологий в здравоохранении.