ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
от 19 декабря 2006 года N 401-З N 817-III
О государственной целевой программе Развитие предпринимательства и туризма в Республике Саха (Якутия) на 2007-2011 годы
Действие приостановлено - Закон Республики Саха (Якутия) от 17.06.2009 709-З N 289-IV
(Изменения и дополнения:
Закон Республики Саха (Якутия) от 16.12.2008 623-З N 137-IV)
Утвердить государственную целевую программу "Развитие предпринимательства и туризма в Республике Саха (Якутия) на 2007-2011 годы".
Объемы бюджетных ассигнований на реализацию государственной целевой программы "Развитие предпринимательства и туризма в Республике Саха (Якутия) на 2007-2011 годы" утверждаются ежегодно законом Республики Саха (Якутия) о государственном бюджете Республики Саха (Якутия).
Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Республики Саха (Якутия)
В.ШТЫРОВ
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
В Республике Саха (Якутия) наблюдается позитивная динамика развития малого предпринимательства.
Основные экономические показатели малого бизнеса за 2005 -2007 годы
Наименование показателя | 2005 год | 2006 год | в%к 2005 году | 2007 год | в% к 2006 году |
Коли чество СМП, в т.ч. | 30 935 | 33 992 | 109,9 | 36 884 | 108,5 |
малые предприятия, единиц | 2577 | 2947 | 114,4 | 3295 | 111,8 |
ПБОЮЛ, человек | 28 358 | 31045 | 109,5 | 33 589 | 108,2 |
Оборот организаций, млн. рублей: | 25 175,1 | 25 368 | 100,8 | 35 060 | 138,2 |
Удельный вес в общем обороте организаций,% | 10,8 | 10,2 | 12,8 | ||
Инвестиции в основной капитал, млн. руб. | 129,5 | 227,1 | в 1,7 р. | 505,1 | в 2,2 р. |
Среднемесячная заработная плата на 1 работника, рублей | 7 795,9 | 9 574,3 | 122,8 | 12 424,4 | 129,8 |
Общая численность занятых в малом б7изнесе, человек * | 64933 | 70330 | 108,3 | 78713 | 111,9 |
Доля занятых в малом бизнесе от общего числа занятых в экономике,% | 24,4 | 26,0 | 28,2 | ||
Налоговые поступления со специальным налоговым режимам, млн. рублей | 759,8 | 1032,7 | 135,9 | 1094,6 | 141,4 |
Растет численность малых предприятий. По данным органов статистики на 1 января 2008 года в республике действует 3295 малых предприятий, что составляет 51% от общего количества субъектов хозяйственной деятельности. Темп роста по сравнению с 2006 годом составил 112%. По сравнению с 2005 годом прирост числа малых предприятий составил 1000 предприятий.
Отраслевая структура малого предпринимательства существенно не меняется много лет. Торговля и сфера услуг остаются наиболее распространенными отраслями в сфере малого бизнеса: на них приходится 30% от числа компаний и почти 44% оборота всех малых предприятий. Строительство - на втором месте: в этой отрасли работают 20% малых предприятий, которые обеспечивают почти 27% оборота всех малых предприятий.
Более чем в 2 раза по сравнению с предыдущим годом возросли инвестиции малых компаний в основные средства. Однако инвестиции малых компаний составляют лишь 0,5% от общего объема инвестиций крупных и средних компаний.
На малых предприятиях работает свыше 28 тысячи работников. Высок вклад самозанятого населения - свыше 33,5 тыс. граждан ведут индивидуальную предпринимательскую деятельность, обеспечивают рабочие места почти для 100 тысяч человек. Таким образом, около 28 процентов занятости Республики Саха (Якутия) обеспечивается малым бизнесом.
Наряду с позитивными изменениями существуют и проблемы развития малого и среднего предпринимательства в республике, которые обусловлены рядом причин:
территориальные диспропорции в уровне развития муниципальных образований региона;
неразвитость инфраструктуры поддержки и развития малого и среднего предпринимательства;
существует дисбаланс размещения информационных ресурсов, рынок информационных и консультационных услуг в стадии формирования.
остро стоит проблема качества продукции и продвижения ее на республиканский, российский и международный рынки.
высокая зависимость производства конечного продукта от завоза сырья и вспомогательных материалов.
высокий износ основных средств в сфере материального производства и агропромышленном комплексе. Коэффициент их обновления по отраслям местного производства в целом не превышает 4 процента;
дефицит квалифицированных кадров, недостаточный уровень профессиональной подготовки;
низкая активность органов местного самоуправления по развитию малого и среднего предпринимательства.
Тем не менее, потенциал для существенного увеличения количественных и качественных показателей деятельности малого и среднего предпринимательства в республике имеется. При условии реализации необходимого комплекса мер, направленных на поддержку и развитие малого и среднего бизнеса, возможно в течение ближайших 3 - 5 лет достижение уровня ведущих регионов в Дальневосточном федеральном округе.
Реализация государственной политики поддержки малого и среднего предпринимательства, основанной на программно-целевом подходе, при котором мероприятия взаимно увязаны по срокам, ресурсам и исполнителям, в сочетании с действенной системой управления и контроля создаст предпосылки для дальнейшего более динамичного развития этого сектора экономики.
Основными целями Программы являются:
развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Республики Саха (Якутия);
обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;
оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг);
увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;
обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;
увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового регионального продукта;
увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и местных бюджетов.
Приоритетными направлениями развития малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия) являются производство товаров и услуг.
В целях стимулирования развития малого и среднего предпринимательства в приоритетных направлениях и принятия мер целевой поддержки, отдельным нормативно-правовым актом Правительства Республики Саха (Якутия) утверждается перечень социально-значимых видов деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, в котором в зависимости от социально-экономического развития республики возможна корректировка.
Мероприятия Программы, рассчитанные на 2008 год, в соответствии с их содержанием и направленностью сформированы по двум блокам:
- подпрограмма "Развитие предпринимательства в Республике Саха (Якутия) на 2007-2011 годы", содержащая 5 разделов (приложение N 1);
- подпрограмма "Развитие туризма в Республике Саха (Якутия) на 2007-2011 годы", содержащая 4 раздела (приложение N 2).
Мероприятия Программы, рассчитанные на 2009-2011 годы, также в соответствии с их содержанием и направленностью сформированы по двум блокам:
- подпрограмма "Развитие предпринимательства в Республике Саха (Якутия) на 2007-2011 годы", содержащая 4 разделов (приложение N 3);
- подпрограмма "Развитие туризма в Республике Саха (Якутия) на 2007- 2011 годы", содержащая 4 раздела (приложение N 4).
Система программных мероприятий на 2009-2011 годы обеспечивает преемственность развития уже сложившихся направлений государственной поддержки, но вместе с тем совершенствует и дополняет их.
Основными направлениями программных мероприятий (приложение N 1 к программе) являются:
1. Финансовая поддержка.
Цели направления - обеспечение и упрощение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам и их эффективное использование.
Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства включает в себя:
1) предоставление микрокредитов;
2) предоставление поручительств;
3) субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, полученныхъ в кредитных организациях субъектами малого и среднего предпринимательства и организациями инфраструктуры поддержки;
4) присуждение Грантов Президента РС (Я) победителям республиканского конкурса за достижения в области малого предпринимательства и занятости.
5) предоставление муниципальным образованиям субсидий для реализации мероприятий муниципальных программам развития малого и среднего предпринимательства.
6) создание фонда прямых инвестиций.
2. Имущественная поддержка.
Цель направления - предоставление в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства нежилых помещений, находящихся в государственной собственности республики.
Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства включает в себя:
1) формирование перечня имущества для предоставления в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства. Порядок и условия предоставления в аренду государственного имущества субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 6 ноября 2008 года N 468 "О Перечне имущества, предназначенного для сдачи в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства".
2) создание производственной зоны для субъектов малого и среднего предпринимательства.
3) создание бизнес-инкубаторов в муниципальных районах.
3. Образовательная поддержка
Цель направления - повышение уровня квалификации руководителей и специалистов, занятых в сфере малого и среднего предпринимательства республики.
Образовательная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства включает в себя:
1) организация и проведение обучающих семинаров "Основы предпринимательской деятельности" для граждан, относящихся к социально незащищенным группам населения
2) организация и проведение обучающих семинаров и тренингов для работников системы поддержки предпринимательства.