Недействующий

Об окружной целевой программе "Жилище" на 2006-2010 годы (с изменениями на 23 мая 2008 года) (утратил силу с 16.07.2009 на основании Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.04.2009 N 22-ЗАО)

     

Раздел I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Подпрограмма


Основными проблемами в сфере жилищного строительства наряду со слабо развитой конкуренцией среди застройщиков и бюрократической системой предоставления земельных участков является отсутствие земельных участков, обустроенных коммунальной инфраструктурой, механизмов привлечения частных инвестиционных и кредитных ресурсов в строительство и модернизацию коммунальной инфраструктуры, а также непрозрачные и обременительные для застройщика условия присоединения к системам коммунальной инфраструктуры. Решение данных проблем необходимо для обеспечения существенного увеличения темпов жилищного строительства, удовлетворения платежеспособного спроса населения на жилье, стабилизации цен на рынке жилья.

Органы местного самоуправления и застройщики отмечают завершение периода так называемой "точечной застройки" с использованием уже существующих коммунальных сетей, а также ограниченные возможности использования действующих мощностей для наращивания объемов жилищного строительства. Для увеличения объемов жилищного строительства необходимо опережающее развитие коммунальной инфраструктуры.

Строительство и модернизация сетей и сооружений коммунальной инфраструктуры является важнейшим условием развития градообразующей базы и жилищного фонда поселений всех типов. Обеспечение площадок коммунальной инфраструктурой, а также четких и понятных правил подключения к инфраструктурным системам влияет как на стоимость жилья (составляя в ней от 20 до 60%), так и на темпы прироста жилищного строительства. Модернизация коммунального сектора определяет возможность реализации Программы и национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".

В настоящее время в автономном округе, как и в России в целом, в большинстве поселений имеет место дефицит подготовленных площадок. Действующие непрозрачные схемы подключения к системам коммунальной инфраструктуры удлиняют сроки согласования. Развитие инфраструктуры для новых участков производится в основном силами застройщиков путем выдачи им технических условий для подключения к системам водоснабжения, водоотведения, тепло-, электро- и газоснабжения. При этом данные технические условия обременены фактически неограниченными обязательствами не только по подключению, но и по строительству и модернизации объектов инфраструктуры, наращиванию мощностей, что повышает цены на жилье и снижает его доступность для граждан.

Кроме того, существующий механизм присоединения к системам коммунальной инфраструктуры создает неравные конкурентные условия для застройщиков и приводит к невозможности освоения новых перспективных для жилищного строительства площадок.

Причины, определяющие недостаточный объем предложения земельных участков, обеспеченных коммунальной инфраструктурой, связаны с высоким уровнем монополизации и административного вмешательства на рынке жилищного строительства. Это порождает чрезмерные административные барьеры в отношении доступа застройщиков на рынок жилищного строительства, получения земельного участка и разрешения на строительство.

Органы местного самоуправления, как правило, не имеют программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, основанной на генеральных планах развития территорий, то есть на прогнозах жилищного и промышленного строительства. Отсутствует также механизм нормативного финансирования, бюджетных гарантий развития коммунальной инфраструктуры для обеспечения земельных участков, предназначенных под новое строительство.

В рамках Подпрограммы "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства" (далее - Подпрограмма) предполагается обеспечить в приоритетном порядке коммунальной инфраструктурой земельные участки, предназначенные под жилищное строительство на территориях, занимаемых в настоящее время ветхим и аварийным жилищным фондом, и, таким образом, продолжить решение задач, поставленных в Подпрограмме "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда", реализация которой осуществлялась в рамках ОЦП "Жилище" в 2002-2005 годах.

Подпрограмма должна обеспечить комплексный подход к решению проблем ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда и системной застройки городских территорий, а также способствовать более эффективному использованию бюджетных средств, выделяемых на эти цели.

Наличие системных проблем в вопросах обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства требует для их решения программно-целевого подхода, что позволит не только обеспечить существенное увеличение объемов жилищного строительства, но и создать необходимые условия для формирования устойчивых механизмов решения данной проблемы в будущем.