Железнодорожный транспорт по-прежнему остается основным способом перевозки грузов по территории Калининградской области. На сегодняшний день железная дорога в Калининградской области готова принять 25-30 млн. тонн грузов.
Морской транспорт в Калининградской области непосредственно связан с железной дорогой. Около 90% грузов завозится в Калининградский порт по железной дороге из основной части России через территории иностранных государств.
Грузооборот - 2175,9 тыс. т (90% всех грузов).
Индекс тарифов - 105,9%.
Пассажиропоток - 315,6 млн. пас./км (40% от всего пассажирооборота в пригородном сообщении и 87% в междугородном).
На настоящий момент основными сдерживающими факторами являются:
1. Неурегулированность железнодорожных тарифов - как внутри России, так и при транзите через сопредельные страны. Высокая стоимость железнодорожных перевозок неизбежно приводит к высоким транспортным издержкам калининградских компаний. Это тем более важно, что железная дорога - основной способ доставки грузов к портам. Например, при транзите грузов по территории Литовской Республики тариф на Калининградском направлении равен тарифу на порт Клайпеда, притом что расстояние до порта Клайпеда более чем в 2 раза больше, т.е. тариф на 1 км на Калининград почти в 2 раза выше.
2. Несовершенство транспортной логистики на пути к морским портам, которые могут стать ядром транспортного кластера Калининградской области. <4> (В борьбе за транзитные грузопотоки все чаще конкурируют не перевозчики и экспедиторы, а технологии пересечения границ).
--------------------------------
<4> Экспертная точка зрения заключается в предположении, что будущее транспортной системы области в контейнерных перевозках и перевалке высокоценных грузов, в цене которых транспортная составляющая относительно невелика, и тем самым отчасти снимается проблема железнодорожных тарифов.
3. Дальнейшее развитие экономики области будет сдерживаться недостаточной пропускной способностью припортовых и пограничных железнодорожных станций и основных участков железных дорог (в том числе отсутствием железнодорожного обхода г. Калининграда).
4. Недостаточная пропускная способность пограничной железнодорожной станции Чернышевское на литовском направлении сдерживает прохождение грузопотоков как для внутреннего потребления в области, так и транзитных. С 2003 года в поселке Чернышевское ведется строительство новой железнодорожной станции.
5. Пограничная железнодорожная станция Мамоново обеспечивает основой объем перевозок грузов через российско-польскую границу, находится в черте города и не имеет перегрузочных терминалов. Рельеф местности не позволяет осуществлять дальнейшее развитие ее инфраструктуры. Вместе с тем на сопредельной станции Бранево (Польша) на участке площадью 98 га ведется строительство грузового комплекса для перевалки российских грузов, следующих в страны Евросоюза.
Основные направления развития железнодорожных перевозок:
- реконструкция действующих железных дорог;
- развитие подъездных железнодорожных путей и строительство портовых станций;
- реконструкция вокзалов (в частности, главного вокзала "Калининград-Южный");
- автоматизация производственной деятельности и управления;
- обновление подвижного состава;
- строительство пограничных железнодорожных станций (в настоящее время ведется строительство в поселке Чернышевское).