Действующий

Об утверждении Программы социально-экономического развития Калининградской области на 2007-2016 годы

Таблица 16

Объем инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов <*>, млн. дол. США


1995

1999

2000

2001

2002

2003

2004

Северо-Западный
 федеральный
 округ

301,7

1535,8

1714,3

1789,1

1593,9

1877,8

2869,2

Республика
 Карелия

19,7

15,5

22,2

41,7

20,4

34,7

40,7

Республика Коми

34,6

54,3

54,0

76,8

106,7

89,9

72,9

Архангельская
 область

3,3

348,6

39,0

50,5

272,4

234,3

266,8

в том числе
 Ненецкий
 авт. округ

-

346,0

-

20,1

233,0

171,1

39,4

Вологодская
 область

20,2

6,7

19,9

29,6

31,6

286,6

1108,3

Калининградская
 область

16,0

18,3

19,1

24,6

47,7

56,2

61,9

Ленинградская
 область

20,6

288,3

305,6

326,9

148,3

239,7

160,9

Мурманская
 область

3,8

14,6

44,0

12,4

20,2

21,6

14,9

Новгородская
 область

24,8

88,1

49,5

50,1

61,6

212,8

146,2

Псковская
 область

1,2

2,8

1,1

5,2

3,9

6,2

11,5

г. Санкт-
 Петербург

157,5

698,5

1159,9

1171,3

881,0

695,8

985,1

Справочно:
 Россия

2983

9560

10958

14258

19780

29699

40509

--------------------------------

<*> Данные приведены без учета органов денежно-кредитного регулирования, коммерческих и сберегательных банков. В объем иностранных инвестиций включены также рублевые поступления, пересчитанные в доллары США.

Привлечение в регион крупных иностранных инвестиций требует создания централизованного агентства по продвижению Калининградской области на европейский и международный рынки инвестиций. В настоящий момент ни одна из существующих структур не готова взять на себя комплексные функции по анализу, привлечению, а также сопровождению инвестиционных потоков.

1.2.3. Тарифные и иные институциональные барьеры в процессе макрорегиональной интеграции

Важную роль в экономическом развитии области играет не только объем и темп роста ВРП, но и качество этого роста, в том числе характер участия в международных экономических процессах, место региональной экономики в мировых "цепочках" создания добавленной стоимости. Высокий темп экономического роста Калининградской области (8-10% в год за последнее время) должен быть дополнен структурными сдвигами, прежде всего, в области управления и институционального регулирования экономической деятельностью.

Одной из ключевых проблем, препятствующих эффективной интеграции области и всего российского Северо-Запада в наиболее перспективные процессы экономического развития, является дисбаланс правовых и технических регламентов, различия в стандартах управления и квалификационных стандартах рынка труда. Экономика Калининградской области характеризуется повышенной ориентацией на внутренний рынок России, слабой степенью диверсификации экспорта и недостаточно эффективным использованием своих конкурентных преимуществ.

Кроме того, многие эксперты отмечают, что в среднесрочной перспективе наиболее динамично будут развиваться те сферы деятельности на Балтике, которые ориентированы на рынок всего макрорегиона, и малочувствительны к тарифным и нетарифным ограничениям: транзитный транспорт; туризм; отдельные зоны традиционной специализации. В рамках задачи по эффективной интеграции области в эти процессы необходимо снижать нетарифные (так называемые "технические") барьеры: различия в стандартах и системах соответствия товаров обязательным требованиям в РФ и ЕС. (Вступление России в ВТО не означает снятия нетарифных ограничений).

В настоящий момент страны Балтии относятся к числу европейских государств с наивысшими показателями экономического роста (в 2005 году темпы роста ВВП Латвии составили 10,2%, Эстонии - 9,8%, Литвы - 7,3%) и, очевидно, будут поддерживать такие его темпы в среднесрочной перспективе. Польша и Прибалтика активно интегрируются в европейский рынок, проводят модернизацию на основе заимствования технологий и претерпевают изменения в структуре расселения. Страны Балтии и Польша проводят ускоренную технологическую модернизацию за счет притока внешних инвестиций, связанных со строительством современных предприятий, а также за счет собственных усилий национального бизнеса.

Технологическая модернизация на Балтике стимулируется двумя факторами. С одной стороны, играет роль ужесточение конкуренции со стороны других стран и макрорегионов, использующих дешевизну основных факторов производства (например, рабочей силы или сырьевых ресурсов). Для ЕС обостряется конкуренция с "мировой фабрикой" странами АТР, прежде всего с Китаем. С другой стороны, технологическая модернизация связана с внедрением новых технологических и квалификационных стандартов - рост стоимости рабочей силы в Польше и странах Балтии требует перехода к инновационной экономике, способной оплачивать квалифицированные кадры.

Следствием является новая организации производства:

1. Аутсорсинг - распределение бизнес-процессов из стран - старых членов ЕС за рубеж, в том числе в Польшу и Прибалтику. В 2005 году совокупные инвестиции компаний ЕС в заграничные дочерние фирмы по сравнению с 2004 годом выросли на 60%. Параллельно происходит перенос производственных мощностей и передача на условиях субконтрактации отдельных технологических операций из Польши, Чехии и Прибалтики дальше на Украину, в Россию и Белоруссию. Эта тенденция в среднесрочной перспективе будет усиливаться, поскольку зарплаты в Центральной Европе растут, а конкуренция обостряется.

2. В Польше и Прибалтике появились новые сектора экономики: высокотехнологичный сектор и сектор сложных деловых услуг. Доля услуг во внешнем обороте стран Балтии в настоящее время превышает 20%, что больше, чем у всех стран "растущих рынков", кроме Индии. Эстония лидирует в сфере процессинга новых коммуникационных технологий. Во всех странах активно внедряются энергосберегающие технологии.

3. Осуществляется модернизация традиционных отраслей специализации экономики прибалтийских государств. Обновляются основные фонды в сельскохозяйственном производстве, транспорте, городских инфраструктурах. За 10-15 лет основные секторы экономики, изначально ориентированные на рынки более широкие, чем национальные, восстановили полные цепочки создания стоимости.

4. Реформируется система общего и профессионального образования. Система высшего образования приведена в соответствие стандартам Болонского процесса и подготовлена к интеграции в Единую квалификационную систему, разрабатываемую странами ЕС. Возрос уровень материально-технического оснащения образовательных учреждений.

Основной проблемой, с которой сталкивается Калининградская область в связи с проблемой институциональных барьеров, является невозможность воспользоваться теми благоприятными возможностями, которые предоставляет экономический рост, идущий в макрорегионе Балтики. Калининградская экономика может оказаться на периферии процессов развития и интеграции региональных экономических систем в европейский и глобальный рынки.

Для снижения нетарифных барьеров, препятствующих эффективной интеграции области в макрорегиональные процессы, необходимо реализовать следующие специальные программы:

- формирование нормативной базы, служащей основой инвестиционного климата в регионе, как минимум, на уровне стран ближайших соседей, что подразумевает целый комплекс мер, гарантирующих сохранность инвестиций (государственные гарантии и т.д.) и административную поддержку инвестопроводящей системы (принцип "одного окна" и т.д.);

- переход на общепринятые в ЕС системы технических регламентов и контроля качества;

- сертификация и изменение качества подготовки рабочей силы в соответствии с международными стандартами, включая расширение и качественное улучшение владения иностранными языками;

- модернизация транспортной, энергетической, финансово-кредитной и образовательной инфраструктур области;

- приведение стандартов управления калининградскими предприятиями в соответствие с международными правилами, включая выработку вариантов решений об интеграции в макрорегиональную транспортную и энергосистему в случае изменения стандартов ее функционирования у стран - ближайших соседей.

1.2.4. Ограничения энергетической инфраструктуры