Объем инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов <*>, млн. дол. США
1995 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | |
Северо-Западный | 301,7 | 1535,8 | 1714,3 | 1789,1 | 1593,9 | 1877,8 | 2869,2 |
Республика | 19,7 | 15,5 | 22,2 | 41,7 | 20,4 | 34,7 | 40,7 |
Республика Коми | 34,6 | 54,3 | 54,0 | 76,8 | 106,7 | 89,9 | 72,9 |
Архангельская | 3,3 | 348,6 | 39,0 | 50,5 | 272,4 | 234,3 | 266,8 |
в том числе | - | 346,0 | - | 20,1 | 233,0 | 171,1 | 39,4 |
Вологодская | 20,2 | 6,7 | 19,9 | 29,6 | 31,6 | 286,6 | 1108,3 |
Калининградская | 16,0 | 18,3 | 19,1 | 24,6 | 47,7 | 56,2 | 61,9 |
Ленинградская | 20,6 | 288,3 | 305,6 | 326,9 | 148,3 | 239,7 | 160,9 |
Мурманская | 3,8 | 14,6 | 44,0 | 12,4 | 20,2 | 21,6 | 14,9 |
Новгородская | 24,8 | 88,1 | 49,5 | 50,1 | 61,6 | 212,8 | 146,2 |
Псковская | 1,2 | 2,8 | 1,1 | 5,2 | 3,9 | 6,2 | 11,5 |
г. Санкт- | 157,5 | 698,5 | 1159,9 | 1171,3 | 881,0 | 695,8 | 985,1 |
Справочно: | 2983 | 9560 | 10958 | 14258 | 19780 | 29699 | 40509 |
--------------------------------
<*> Данные приведены без учета органов денежно-кредитного регулирования, коммерческих и сберегательных банков. В объем иностранных инвестиций включены также рублевые поступления, пересчитанные в доллары США.
Привлечение в регион крупных иностранных инвестиций требует создания централизованного агентства по продвижению Калининградской области на европейский и международный рынки инвестиций. В настоящий момент ни одна из существующих структур не готова взять на себя комплексные функции по анализу, привлечению, а также сопровождению инвестиционных потоков.
1.2.3. Тарифные и иные институциональные барьеры в процессе макрорегиональной интеграции
Важную роль в экономическом развитии области играет не только объем и темп роста ВРП, но и качество этого роста, в том числе характер участия в международных экономических процессах, место региональной экономики в мировых "цепочках" создания добавленной стоимости. Высокий темп экономического роста Калининградской области (8-10% в год за последнее время) должен быть дополнен структурными сдвигами, прежде всего, в области управления и институционального регулирования экономической деятельностью.
Одной из ключевых проблем, препятствующих эффективной интеграции области и всего российского Северо-Запада в наиболее перспективные процессы экономического развития, является дисбаланс правовых и технических регламентов, различия в стандартах управления и квалификационных стандартах рынка труда. Экономика Калининградской области характеризуется повышенной ориентацией на внутренний рынок России, слабой степенью диверсификации экспорта и недостаточно эффективным использованием своих конкурентных преимуществ.
Кроме того, многие эксперты отмечают, что в среднесрочной перспективе наиболее динамично будут развиваться те сферы деятельности на Балтике, которые ориентированы на рынок всего макрорегиона, и малочувствительны к тарифным и нетарифным ограничениям: транзитный транспорт; туризм; отдельные зоны традиционной специализации. В рамках задачи по эффективной интеграции области в эти процессы необходимо снижать нетарифные (так называемые "технические") барьеры: различия в стандартах и системах соответствия товаров обязательным требованиям в РФ и ЕС. (Вступление России в ВТО не означает снятия нетарифных ограничений).
В настоящий момент страны Балтии относятся к числу европейских государств с наивысшими показателями экономического роста (в 2005 году темпы роста ВВП Латвии составили 10,2%, Эстонии - 9,8%, Литвы - 7,3%) и, очевидно, будут поддерживать такие его темпы в среднесрочной перспективе. Польша и Прибалтика активно интегрируются в европейский рынок, проводят модернизацию на основе заимствования технологий и претерпевают изменения в структуре расселения. Страны Балтии и Польша проводят ускоренную технологическую модернизацию за счет притока внешних инвестиций, связанных со строительством современных предприятий, а также за счет собственных усилий национального бизнеса.
Технологическая модернизация на Балтике стимулируется двумя факторами. С одной стороны, играет роль ужесточение конкуренции со стороны других стран и макрорегионов, использующих дешевизну основных факторов производства (например, рабочей силы или сырьевых ресурсов). Для ЕС обостряется конкуренция с "мировой фабрикой" странами АТР, прежде всего с Китаем. С другой стороны, технологическая модернизация связана с внедрением новых технологических и квалификационных стандартов - рост стоимости рабочей силы в Польше и странах Балтии требует перехода к инновационной экономике, способной оплачивать квалифицированные кадры.
Следствием является новая организации производства:
1. Аутсорсинг - распределение бизнес-процессов из стран - старых членов ЕС за рубеж, в том числе в Польшу и Прибалтику. В 2005 году совокупные инвестиции компаний ЕС в заграничные дочерние фирмы по сравнению с 2004 годом выросли на 60%. Параллельно происходит перенос производственных мощностей и передача на условиях субконтрактации отдельных технологических операций из Польши, Чехии и Прибалтики дальше на Украину, в Россию и Белоруссию. Эта тенденция в среднесрочной перспективе будет усиливаться, поскольку зарплаты в Центральной Европе растут, а конкуренция обостряется.
2. В Польше и Прибалтике появились новые сектора экономики: высокотехнологичный сектор и сектор сложных деловых услуг. Доля услуг во внешнем обороте стран Балтии в настоящее время превышает 20%, что больше, чем у всех стран "растущих рынков", кроме Индии. Эстония лидирует в сфере процессинга новых коммуникационных технологий. Во всех странах активно внедряются энергосберегающие технологии.
3. Осуществляется модернизация традиционных отраслей специализации экономики прибалтийских государств. Обновляются основные фонды в сельскохозяйственном производстве, транспорте, городских инфраструктурах. За 10-15 лет основные секторы экономики, изначально ориентированные на рынки более широкие, чем национальные, восстановили полные цепочки создания стоимости.
4. Реформируется система общего и профессионального образования. Система высшего образования приведена в соответствие стандартам Болонского процесса и подготовлена к интеграции в Единую квалификационную систему, разрабатываемую странами ЕС. Возрос уровень материально-технического оснащения образовательных учреждений.
Основной проблемой, с которой сталкивается Калининградская область в связи с проблемой институциональных барьеров, является невозможность воспользоваться теми благоприятными возможностями, которые предоставляет экономический рост, идущий в макрорегионе Балтики. Калининградская экономика может оказаться на периферии процессов развития и интеграции региональных экономических систем в европейский и глобальный рынки.
Для снижения нетарифных барьеров, препятствующих эффективной интеграции области в макрорегиональные процессы, необходимо реализовать следующие специальные программы:
- формирование нормативной базы, служащей основой инвестиционного климата в регионе, как минимум, на уровне стран ближайших соседей, что подразумевает целый комплекс мер, гарантирующих сохранность инвестиций (государственные гарантии и т.д.) и административную поддержку инвестопроводящей системы (принцип "одного окна" и т.д.);
- переход на общепринятые в ЕС системы технических регламентов и контроля качества;
- сертификация и изменение качества подготовки рабочей силы в соответствии с международными стандартами, включая расширение и качественное улучшение владения иностранными языками;
- модернизация транспортной, энергетической, финансово-кредитной и образовательной инфраструктур области;
- приведение стандартов управления калининградскими предприятиями в соответствие с международными правилами, включая выработку вариантов решений об интеграции в макрорегиональную транспортную и энергосистему в случае изменения стандартов ее функционирования у стран - ближайших соседей.
1.2.4. Ограничения энергетической инфраструктуры