Важную роль в экономике региона играет автомобильный транспорт:
- грузооборот в 2005 году составил 441,3 тыс. тонн, из которых 127,5 тыс. тонн - объем перевозок грузовыми автомобилями крупных и средних автопредприятий на коммерческой основе,
- пассажирооборот - 136,5 млн. пасс./км,
- индекс тарифов на грузовые перевозки в декабре 2005 года по отношению к декабрю 2004 года составил в среднем 105,9%,
- налоговый вклад в бюджет от международных автомобильных перевозок составил 17 млн. долларов США.
Калининградскими автоперевозчиками перевозится около 70% всех экспортно-импортных грузов региона, что значительно превышает среднероссийский показатель.
На II Европейской конференции по транспорту на острове Крит в 1994 г. были определены девять трансъевропейских коридоров. Три из них прошли по территории РФ: N 1 (Хельсинки - Таллинн - Рига - Каунас - Варшава с ответвлением Рига - Калининград - Гданьск), N 2 (Берлин - Варшава - Минск - Москва) и N 9 (Хельсинки - Санкт-Петербург - Москва).
Основные проблемы развития автомобильного транспорта:
1. Зависимость от таможенного и визового режимов стран транзита, прежде всего от Литовской Республики, влияет на развитие международного автомобильного сообщения.
2. Состояние дорожной сети области не соответствует потребностям современного автомобильного транспорта (несоответствие технических параметров некоторых участков автодорог фактической интенсивности транспортного потока).
3. Автодороги, расположенные на международных транспортных коридорах 1А и 9Д, а также магистрали, обеспечивающие выход к государственной границе и городам Приморской зоны ("Калининград - Багратионовск", "Калининград - Светлогорск", "Калининград - Зеленоградск"), работают на пределе или с превышением своих технических параметров.
4. Состояние пограничных переходов, которое существенно отстает от потребностей международной торговли и транзита (в том числе ограниченная пропускная способность пунктов пропуска через государственную границу "Мамоново", "Советск", "Чернышевское").
5. Прохождение транспортных потоков по жилым зонам населенных пунктов (Калининград, Багратионовск, Советск, Неман, Нестеров, Черняховск, пос. Чернышевское, Краснознаменск).
6. Отсутствие замкнутой окружной дороги вокруг города Калининграда.