Ключевым принципом, определяющим построение механизма реализации Программы, является принцип "баланса интересов", который подразумевает обеспечение соблюдения интересов граждан Российской Федерации, жителей Калининградской области, организаций различных форм собственности, муниципальных образований и органов местного самоуправления, органов государственной власти, участвующих в разработке, реализации и мониторинге результатов Программы социально-экономического развития Калининградской области.
Реализация Программы предусматривает использование всех разрешенных законодательством средств и методов государственного воздействия: нормативного правового регулирования, административных мер, прямых и косвенных методов бюджетной поддержки, механизмов организационной, политической и информационной поддержки.
Комплексное управление реализацией Программы осуществляет государственный заказчик - Правительство Калининградской области, которое:
- определяет наиболее эффективные формы и методы организации работ по реализации Программы;
- координирует работу исполнителей программных мероприятий и проектов;
- проводит согласование объемов финансирования на очередной финансовый год и на весь период реализации Программы;
- готовит предложения по распределению средств, выделяемых из федерального бюджета, по соответствующим программным проектам и мероприятиям и расходным статьям (капитальные вложения, НИОКР, прочие расходы). При сокращении объемов финансирования Программы корректирует перечень мероприятий и вводимых объектов на очередной год, определяет приоритеты, принимает меры по привлечению внебюджетных источников для финансирования Программы;
- обеспечивает контроль над реализацией Программы, включающий контроль над эффективным и целевым использованием выделяемых финансовых средств (в т.ч. аудит), контроль над качеством проводимых мероприятий путем экспертных оценок, контроль над выполнением сроков реализации мероприятий, исполнением договоров и контрактов;
- осуществляет сбор периодической отчетности о ходе выполнения программных мероприятий, подготавливает и в установленном порядке представляет в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации доклад о реализации Программы, информацию о конкурсном размещении заказов на выполнение программных мероприятий и отчет об эффективности использования финансовых средств.
4.1. Организационные механизмы реализации Программы
Организационные механизмы реализации Программы включают следующие элементы:
- стратегическое планирование и прогнозирование развития областной экономики, важнейших отраслей и сфер деятельности;
- создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности, честной конкуренции на товарных рынках, свободного перемещения товаров; стабильных условий осуществления инвестиционной деятельности путем оптимизации процедур, необходимых для предпринимательской деятельности;
- формирование организационной структуры управления Программой с четким определением состава, функций, механизмов координации действий заказчика и исполнителей мероприятий Программы;
- стимулирование создания региональных центров бизнес-проектирования, развитие сети консалтинговых фирм (отделений);
- создание и поддержка консалтинговых центров, ориентированных на поддержку предприятий, использующих инновационные технологии и стандарты управления, принятые в международной бизнес-практике;
- административная и правовая поддержка реализации ключевых проектов, входящих в систему мероприятий Программы;
- стимулирование создания институтов аккумулирования инвестиционных ресурсов на уровне региона - страховых компаний, залоговых и страховых фондов;
- создание системы эффективного сопровождения инвестиционных проектов, которые реализуются на территории Калининградской области, в том числе с использованием схемы "одного окна";
- формирование региональной системы предоставления информации о состоянии и динамике социально-экономического положения Калининградской области и рынков Калининградской области;
- административный контроль над сроками и качеством осуществления проектов и мероприятий Программы, процедур прохождения согласований и экспертиз.
В рамках реализации Программы в соответствии со стратегическими приоритетами развития области и основными направлениями социально-экономического развития Российской Федерации предусматривается оценка текущего состояния экономической и социальной сфер, а также мониторинг темпов и пропорций развития хозяйственного комплекса региона в целом.
На основе результатов мониторинга исполнения Программы участниками Программы будет осуществляться корректировка мероприятий Программы.
Контроль над ходом реализации Программы осуществляется в рамках подготовки и представления докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования. Подготовка докладов осуществляется для расширения применения в бюджетном процессе методов среднесрочного бюджетного планирования, ориентированных на результаты, исходя из реализации установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации принципа эффективности использования бюджетных средств.
Правительство Калининградской области с учетом утвержденных на соответствующий финансовый год бюджетных средств (федеральных и региональных) определяет и утверждает перечень первоочередных мероприятий по реализации Программы на соответствующий финансовый год.
Система информационного обеспечения реализации Программы предполагает ведение базы данных о ходе выполнения программных мероприятий по каждому разделу, проекту и в целом по Программе.