Реализация Программы предполагает ряд взаимосвязанных мероприятий (приложение 2), в рамках которых осуществляются институциональные преобразования, реализуются инвестиционные проекты и некоммерческие мероприятия. Программные мероприятия сгруппированы в соответствии с основными задачами и сконцентрированы на реализацию приоритетов развития Калининградской области и преодоление проблем ее развития.
Институциональные преобразования, инвестиционные проекты и некоммерческие мероприятия конкретизируют главные направления совершенствования регионального управления; принципы бюджетирования, ориентированного на результат; распределение полномочий в соответствии с действующим законодательством, активизация органов местного самоуправления; стимулирования инвестиционной активности; обеспечения оптимального пространственного развития, развития локальных территорий; пути формирования региональной инновационной системы, в том числе усилиями наукоемкого малого бизнеса; оптимизации природопользования.
Эти мероприятия нацелены на стимулирование формирования вертикально и горизонтально интегрированных компаний и оптимизацию их взаимодействия с муниципалитетами и регионом, содействуют инновационным преобразованиям в ключевых отраслях корпоративного сектора, ускоряют модернизацию транспортной, социальной и инженерной инфраструктуры. Программные мероприятия направлены также на повышение адресности социальной защиты, использование традиционных и новых форм активизации жилищного строительства.
По каждому мероприятию Программы определены ответственные исполнители и сроки выполнения. Конкретные подрядчики по программным мероприятиям будут определяться на конкурсной основе в соответствии с действующим законодательством.
Перечень программных мероприятий с описанием их содержания и ожидаемых результатов реализации приводится в приложении 2.
Мероприятия распределены по программам и блокам в зависимости от того, в решение какой из задач Программы они вносят наибольший вклад.
Ключевые мероприятия Программы, от которых зависит достижение программных целей и реализация других мероприятий Программы, приведены в таблице 27. Мероприятия по совершенствованию нормативной правовой базы Калининградской области приведены в таблице 28.
Блок 1. Создание благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата путем проведения институциональных преобразований
Создание благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата путем проведения институциональных преобразований включает четыре основных направления: развитие рынка земли; снижение административных барьеров; развитие рыночной среды в Калининградской области; управление региональными финансами. Кроме того, для создания благоприятного климата, кроме развития институтов, планируется принятие целого ряда нормативных правовых актов Калининградской области.
Упрощение процедуры регистрации и лицензирования и создание условий для свободного оборота земли будут достигаться введением для инвестора принципа "одного окна", для чего будет произведена разработка соответствующих современным требованиям генеральных планов поселений территорий, а также уменьшение количества административных и иных барьеров с целью облегчения и ускорения процедуры передачи земли в собственность (оформления сделки с землей) на рыночных условиях.
Создание инвестиционно привлекательных промышленных и внедренческих зон будет произведено в рамках корректировки территориальной комплексной схемы градостроительного планирования развития Калининградской области и ее частей, утверждения границ муниципальных образований и утверждения границ поселений. Одновременно будет проведена модернизация правил застройки и землепользования с последующей корректировкой генеральных планов.
Все это позволит создать технологи поддержки перспективных инвестиционных объектов и условий для свободного оборота земли и для развития современного рынка недвижимости. Произойдет сокращение времени и стоимости оформления земельных участков в собственность до 1 месяца к 2008 году. К 2009 году будут разработаны генеральные планы развития основных поселений области.
Основные мероприятия этого блока включают действия по сближению с общепринятыми в ЕС системами технических регламентов и контроля качества производства, товаров и услуг в приоритетных сферах деятельности, а также приведение стандартов управления ключевыми предприятиями региона в соответствие с европейскими и международными стандартами. Процесс сближения норм обусловлен, с одной стороны, приведением российского законодательства в соответствие со сложившимися во Всемирной торговой организации нормами, проходящим в рамках комплекса мероприятий по подготовке Российской Федерации к вступлению в ВТО, а с другой стороны на уровне хозяйствующих субъектов привлечение современных технологических решений связано с сопутствующими управленческими решениями и стандартами подготовки персонала. Это позволит создать условия для преодоления нетарифных барьеров для выхода на рынки соседних стран и международные рынки, а также оказать поддержку перехода основных экспортно ориентированных предприятий на европейские стандарты управления и контроля качества продукции.
Для этого необходимо реализовать следующие приоритетные мероприятия:
- широко внедрять системы сертификации ИСО 9000 и ИСО 14000 на предприятиях и в организациях области;
- содействовать открытию филиалов и представительств международных маркетинговых агентств, консалтинговых и торговых компаний;
- содействовать распространению современного зарубежного опыта, развивать обучение специалистов предприятий и органов власти, в том числе и за рубежом;
- способствовать созданию институтов, направленных на развитие экспорта и продвижение продуктов (товаров и услуг), производимых в Калининградской области и других регионах России, на международный рынок;
- принимать меры для гармонизации нормативной правовой базы в направлении унификации национальных требований с международными.
Для развития финансово-инвестиционной инфраструктуры предусматривается комплекс законодательных и административных мер по снижению административных барьеров. Планируется создание институтов, формирующих благоприятный инвестиционный и предпринимательский климат. Создание и организация деятельности центра сопровождения инвестиционного процесса, который будет играть роль маркетингового агентства, ответственного за привлечение инвестиций и перспективных проектов в рамках реализации Программы является одним из ключевых мероприятий по организации инвестопроводящих институтов в Калининградской области. Такой центр будет выполнять несколько функций, включая: маркетинговую деятельность в интересах Особой экономической зоны, продвижение инвестиционных возможностей региона, распространение информации об инвестиционных предложениях, первичное информирование потенциальных инвесторов и проведение целенаправленных кампаний.
Другой важной составляющей является создание и организация деятельности Института региональных исследований, включающего региональный центр прогнозирования и регулирования рынка труда.
Создание таких институтов позволит решить задачи предоставления структурированной актуальной информации (у одного источника) для участников инвестиционного процесса в Калининградской области, включая действующую нормативно-правовую базу, ситуацию в различных муниципальных образованиях, регламентацию режима особой экономической зоны. Будет сформирован механизм для формирования и продвижения маркетинговых продуктов региона, муниципалитетов и привлечения инвестиций. Будет решена проблема обеспечения независимым анализом экономики региона и актуальной информацией потенциальных инвесторов.
Деятельность регионального центра прогнозирования и регулирования рынка труда позволит уменьшить на 50% имеющийся дефицит кадров за счет регулирования потока миграции и адекватной образовательной политики.
Создание формализованной методики оценки финансовых последствий предоставляемых льгот (в том числе в виде пониженной ставки) по уплате налогов и сборов позволит формировать равные условия для всех субъектов экономической деятельности региона.
Разработка предложений по совершенствованию правового поля, обеспечивающего развитие малого предпринимательства на региональном уровне, устранение противоречий между законодательными актами, выявление и устранение нарушений подзаконными актами положений действующих законов и вновь вводимых актов; повышение эффективности управления государственной собственностью будет способствовать включению приоритетов и целей социально-экономического развития в систему оценки качества государственного и муниципального управления.
В частности, для развития рынка земли планируется провести инвентаризацию земель и на ее основе приведение в соответствие документации муниципалитетов и кадастровых управлений, а границы зон землепользования - с границами выделенных участков. Для этого будут подготовлены постановления Правительства Калининградской области. В целях создания рынка земель и стимулирования оборота земли будут разработаны поправки в Налоговый кодекс об увеличении налога на землю при неиспользовании и использовании не по назначению сельскохозяйственных земель.
Принятие постановления Правительства Калининградской области, регламентирующего порядок рассмотрения строительных проектов, позволит закрепить принцип "одного окна" для инвестора.
Для формирования инвестопроводящей системы также запланированы: