Правонарушения на 10000 человек
2003 | 2004 | 2005 | 2006 | |
Число зарегистрированных | 236,5 | 255,4 | 239,9 | 247,8 |
Уровень детской преступности, % | 4,8 | 4,4 | ... | ... |
Уровень рецидивной преступности, % | 13,3 | 10,3 | ... | ... |
1.2. Основные проблемы социально-экономического развития Калининградской области
1.2.1. Неопределенность перспектив долгосрочных отношений России и ЕС и статуса Калининградской области в этих отношениях
С распадом Советского Союза, формированием ряда независимых государств на месте бывших союзных республик Калининградская область оказалась территориально оторванной от основной части Российской Федерации. Расстояние по прямой от границы Калининградской области до другой ближайшей российской области - Псковской - превышает 370 км. Для того чтобы попасть сухопутным путем из Калининграда в Москву, нужно пересечь территории двух независимых государств: Литвы и Белоруссии, что ведет к соответствующему удорожанию грузового и пассажирского транзита.
Территориальная оторванность области объективно повлекла за собой экономические потери для предприятий и населения региона, обусловленные разрывом сложившихся кооперационных связей, возникновением пограничных и таможенных барьеров. В результате в 90-х годах падение объема производства и разрушение прежнего производственного потенциала имело в Калининградской области более серьезный характер, чем в основной части России.
Рисунок 14. Темпы роста ВВП и ВРП в % к 1995 году
Реагируя на проблемы, связанные с превращением Калининградской области в анклав, в начале 90-х годов Правительство РФ предприняло ряд мер, облегчающих внешнеэкономические связи области с зарубежными странами, а также создающих ряд стимулов для развития экономики области. Комплекс мер был институционализирован за счет придания области формата особой экономической зоны, совпадающей по своим границам со всем регионом в целом.
Статус Калининградской области в качестве российского анклава в политическом, правовом и экономическом пространстве Европейского союза насчитывает уже полтора десятилетия. Но до сих пор не поставлена точка в поисках эффективного механизма адаптации региона к новым реалиям. Официальная позиция руководства ЕС состоит в однозначном признании суверенитета России над Калининградской областью. Еврокомиссия делает акцент на том, что вопросы жизнеобеспечения и развития калининградского региона полностью находятся в компетенции российского руководства, а Евросоюз готов оказывать определенную помощь и содействие на взаимоприемлемой основе.
НАТО и ЕС на протяжении десятилетия рассматривали Калининградскую область как проблему. Область выступала в качестве фактора, способного существенным образом осложнить для этих структур "расширение на Восток" и создать военно-политическое и торгово-экономическое напряжение в отношениях с РФ. В результате предполагавшегося быстрого социально-экономического роста в странах - новых членах ЕС возникала угроза укоренения слишком сильного разрыва в уровне доходов населения анклава и приграничных территорий Евросоюза, что означало высокий риск возникновения неконтролируемой миграции из Калининграда, формирования в регионе зоны так называемой "интернированной деятельности", ухудшение экологии и повышение риска техногенных аварий. Как результат, Калининградская область испытывает постоянное давление правового и институционального поля ЕС - как с точки зрения тарифных и нетарифных ограничений, так и в более широком экономическом и политическом смысле.
К числу наиболее значимых последствий расширения НАТО и ЕС на Балтике для России и Калининградской области относились следующие:
1. Снижение военной безопасности РФ в регионе.
2. Ухудшение транспортной связанности основной территории РФ и Калининградской области в связи с удорожанием грузового транзита, усложнением процедур оформления грузов, ужесточением правил поездок калининградцев в соседние страны и в основную часть России в связи с введением в странах Балтии визового режима.
3. Снижение энергетической безопасности области в силу ее большой зависимости от внешних поставок электроэнергии и топлива (в начале 2000 г., до пуска ТЭЦ-2, 95% потребности области в электроэнергии покрывалось за счет поставок из Литвы и транзита из России через Литву и Белоруссию). При этом существующая газотранспортная система имеет технические ограничения по объемам поставок газа в Калининградскую область транзитом через Литву и Беларусь.
4. Разрыв традиционных экономических связей между областью и постсоветскими территориями в силу роста торгово-таможенных барьеров.
5. Рост различий в уровне развития и качестве жизни между Калининградской областью и сопредельными территориями вследствие их включения в ЕС. Сегодня по среднедушевой величине валового продукта область наполовину отстает от вступивших в ЕС соседей: трех балтийских государств и Польши и в 6-7 раз - от развитых стран ЕС.
Несмотря на то, что часть опасений по поводу будущего Калининградской области оказалась безосновательной, а другую часть удалось частично разрешить, в настоящий момент ни у одной из сторон нет отчетливой разработанной стратегии адаптации субъекта РФ к новой геополитической и геоэкономической обстановке в юго-восточном секторе Балтики.
Поиск путей адаптации области к сложившейся ситуации продолжается и в настоящее время. В начале 2006 был принят новый вариант, основной особенностью которого стал переход от льгот таможенного характера к налоговым и инвестиционным льготам. Если первые только компенсировали анклавное положение Калининградской области по сравнению с другими российскими регионами, то последние, по замыслу разработчиков, призваны интенсифицировать темп экономического развития на долгосрочную перспективу.
Однако долгосрочная стратегия развития Калининградской области не может быть сформулирована без ясных перспектив взаимодействия РФ и ЕС в макрорегионе Балтики. Более того, воспользоваться в полной мере предоставляемыми ОЭЗ возможностями область может только при условии долговременной устойчивости этих отношений, которые окажутся стимулом для прихода "длинных" инвестиций, сближения стандартов технологической культуры, выстраивания транснациональных цепочек добавленной стоимости и т.д.
Для Калининградской области процесс интеграции в макрорегион Балтики является ключевым. В случае активной позиции России в регионе Балтики (как составной части ее отношений с ЕС) появляется реальная возможность включиться в растущие рынки труда, капитала и технологий на европейском пространстве в интересах всего российского северо-запада.
1.2.2. Импортная зависимость и дефицит прямых иностранных инвестиций
Предыдущие режимы ОЭЗ носили преимущественно компенсирующий характер. В результате превалирующей ориентации калининградской экономики на российский рынок (хотя задача привлечения внешних инвестиций декларировалась как приоритетная) и отсутствия крупных инвесторов, способных производить товары и услуги, конкурентоспособные в европейском пространстве, дисбаланс между экспортом и импортом к началу 2000-х годов имел уже "хронический" характер.
В ситуации начала 2000-х годов таможенные льготы ОЭЗ скорее демотивируют инвестора, нежели создают для него привлекательные условия. По оценке Счетной палаты РФ, экономия импортеров на таможенных и налоговых платежах в 2004 году составила около 30 млрд. руб., что равно половине валового продукта региона. В 2004 году доля Калининградской области в национальном импорте достигла 3,8%, что в 11 раз выше ее вклада в российский ВВП.