Торговля и сфера услуг является наиболее динамичным сектором экономики Сахалинской области. Предприятия с высоким уровнем культуры обслуживания ведут эффективную финансово-хозяйственную деятельность. Основное развитие потребительского рынка направлено на реформирование структуры розничной торговли, развитие сетевых и фирменных магазинов, на расширение сети социально ориентированных организаций и организаций бытовых услуг.
В настоящее время отрасль торговли и сферы услуг занимает лидирующее положение в сфере малого предпринимательства. Из числа учтенных индивидуальных предпринимателей области более 60% занято в сфере потребительского рынка, от общего количества малых предприятий около 21,7% занимаются розничной торговлей и общественным питанием.
Состояние на потребительском рынке области оценивается как стабильное с высоким уровнем насыщенности торговой сети основными продуктами питания и социально значимыми непродовольственными товарами. В 2005 году населением области приобретено товаров на сумму 31,4 млрд. руб., или на 14,2% выше уровня 2004 года.
На начало 2005 года на потребительском рынке Сахалинской области насчитывалось 2774 предприятий розничной торговли, 670 - общественного питания, около 700 предприятий мелкорозничной сети и около 600 субъектов оптовой торговли. На 10 тыс. жителей населения приходится 74 предприятий торговли и общественного питания (без учета школьных столовых, столовых при учебных заведениях и производственных столовых). Обеспеченность торговыми площадями на 1 тыс. жителей составила 334 м2.