Недействующий

ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ В 2006-2008 ГОДАХ"

1.4.1. Реформа бюджетного процесса и управления расходами


Одним из важных результатов проводимой реформы бюджетного процесса является создание в Сахалинской области нормативной правовой базы для оптимизации действующей сети бюджетных учреждений и преодоления государственной монополии на оказание социальных услуг, то есть услуг в области образования, здравоохранения, культуры и социального обслуживания.

На момент принятия Программы - производители социальных услуг находятся в ведомственной подчиненности управлений и комитетов администрации области, которые являются главными распорядителями бюджетных средств, а значит и заказчиком социальных услуг. Это обстоятельство часто служит гарантией оплаты услуг из бюджета вне зависимости от их объемов и качества. Негосударственные организации практически не участвуют в предоставлении бюджетных услуг, но они более мобильны с точки зрения смены направлений оказания услуг, маневренны в условиях недостатка ресурсов и экономичны в расходах. Кроме того, учитывается то обстоятельство, что бюджет не несет ответственности за результаты финансовой деятельности негосударственных организаций, в частности по их долгам и обязательствам, а любые финансовые просчеты руководителей бюджетных учреждений оборачиваются реальными потерями для регионального бюджета.

Программа предусматривает проведение в 2007-2008 годах частичного (в порядке эксперимента) перевода отдельных бюджетных учреждений в форму негосударственных организаций. В результате, будет подготовлена платформа для более широкого привлечения негосударственных организаций к оказанию общественных услуг в рамках государственного заказа. Также планируется разработка и утверждение перечня основных социальных услуг, предоставление которых может осуществляться негосударственными организациями, а также форм типовых контрактов на оказание таких услуг.

Следующим направлением совершенствования бюджетного процесса является разработка комплекса мер по преодолению временных кассовых разрывов при исполнении регионального бюджета. В случае непринятия финансовой администрацией области превентивных мер временные кассовые разрывы наносят значительный ущерб интересам бюджета. Например, сбои в финансировании бюджетных учреждений приводят к задержке выплаты заработной платы, несвоевременное финансирование государственных закупок ведет к дополнительным расходам в связи с повышением цен, несвоевременное исполнение бюджетных обязательств - к уплате штрафов, неустоек и росту процентных расходов. Вместе с тем, временные кассовые разрывы легко прогнозируются, а меры по их предотвращению носят выполнимый характер. Одним из эффективных способов преодоления кассовых разрывов является создание региональных финансовых резервов, а в условиях недостаточности бюджетных средств заключение долгосрочных соглашений с коммерческими банками на предоставление кредитных линий или реформирование кредитных соглашений. В рамках Программы для разработки порядка прогнозирования и финансирования временных кассовых разрывов предусматривается механизм по предупреждению и нейтрализации финансовых разрывов.

В результате реализации реформ произойдет укрепление системы подотчетности органов государственной власти области перед населением области; планируется обеспечить обязательность процедур проведения публичной независимой экспертизы законопроектов в области бюджетной и налоговой политики. В 2007 году все законопроекты в области бюджетной и налоговой политики пройдут обязательную независимую экспертизу. В качестве экспертов должны выступить негосударственные, общественные и научные организации. Результаты проведенных экспертиз будут опубликованы в средствах массовой информации.

При проведении реформы необходимо взять под контроль наличие кредиторской задолженности, в том числе бюджетных учреждений и унитарных предприятий; наладить сбор и обработку оперативной отчетности о состоянии кредиторской задолженности. Кроме этого, планируется анализ существующей кредиторской задолженности, изучение факторов ее возникновения, а также разработка комплексного плана по реструктуризации просроченной задолженности или ее переоформления.

В результате принятых мер размер государственного долга Сахалинской области должен сократиться, снизится кредиторская задолженность и ликвидируется в полном объеме просроченная кредиторская задолженность. Публикация в средствах массовой информации и сети Интернет сведений о кредиторской задолженности будет стимулировать повышение ответственности органов государственной власти и укрепление финансовой системы.