Межбюджетные отношения в Сахалинской области складываются в условиях неравномерного социально-экономического развития и распределения налоговой базы по территории региона. Это определяет сильные внутритерриториальные диспропорции в бюджетной обеспеченности муниципальных образований. В области 19 муниципальных образований, которые (в той или иной степени) являются дотационными. Наиболее выгодное положение у муниципального образования "Город Южно-Сахалинск", где сконцентрирован основной социальный, экономический и налоговый потенциал области. Остальные муниципальные образования во многом зависят от объема финансовой помощи из областного бюджета.
Межбюджетные отношения в Сахалинской области регулируются Законом Сахалинской области от 18 июля 2000 года N 199 "О бюджетном процессе в Сахалинской области" и законами об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
В Сахалинской области уже предпринят ряд шагов на пути к совершенствованию межбюджетных отношений, переходу к формализованной четкой процедуре распределения межбюджетных трансфертов, разработке модели учитывающей налоговый потенциал и расходные полномочия муниципальных образований, в соответствии с федеральным законодательством. Раздел "Межбюджетные трансферты" областного бюджета на 2006 год сформирован с учетом изменений бюджетного законодательства, а также необходимости повышения результативности управления общественными финансами. Основу раздела, как и в предшествующие годы, составляют областной фонд финансовой поддержки муниципальных образований, областной фонд компенсаций и областной Фонд софинансирования социальных расходов. В целом финансовая помощь из областного бюджета в 2006 году составит 3850,0 млн. руб., что на 49% больше, чем было предусмотрено в Законе Сахалинской области "Об областном бюджете Сахалинской области на 2005 год".
Законом Сахалинской области от 18 июля 2000 года N 199 "О бюджетном процессе в Сахалинской области" утвержден Порядок образования областного фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) и Методика распределения дотаций из фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов). Указанный порядок предусматривает методику распределения средств на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований на основе оценки доходного потенциала и дифференциации расходных потребностей в расчете на одного жителя (без применения в расчете фактических доходов и расходов).
Законом Сахалинской области от 23 декабря 2005 года N 104-ЗО "Об областном бюджете Сахалинской области на 2006 год" утверждена Методика распределения и порядок предоставления субсидий муниципальным образованиям из областного фонда софинансирования социальных расходов. Ее отрицательными характеристиками являются ограничение срока действия 2006 годом и отсутствие требований учета региональных нормативов по некоторым направлениям предоставления субсидий.
Законом Сахалинской области от 18 июля 2000 года N 199 "О бюджетном процессе в Сахалинской области" обеспечено утверждение положения о предоставлении субсидий из областного фонда муниципального развития. Однако указанное положение не содержит требований к отбору инвестиционных проектов с учетом оценки их бюджетной и социальной эффективности, сроков реализации проектов и обеспеченности муниципальных образований объектами социальной и инженерной инфраструктуры.
Муниципальным образованиям в Сахалинской области предоставляются кредиты из областного бюджета на финансирование временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении местных бюджетов, и расходов, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий. В соответствии со статьей 6.8 Закона Сахалинской области "О бюджетном процессе в Сахалинской области" бюджетные кредиты из областного бюджета местным бюджетам предоставляются при условии отсутствия просроченной задолженности соответствующих органов местного самоуправления перед областным бюджетом. Однако формализованная методика расчета распределения бюджетных кредитов на кассовый разрыв при этом отсутствует.
Мониторинг качества управления общественными финансами и платежеспособности муниципальных образований не формализован и проводится в Сахалинской области не систематически.