В рамках реализации Программы на первом этапе будет завершена оценка используемых процедур принятия решений об осуществлении новых инвестиционных проектов. Проведение оценки бюджетной и социальной эффективности реализуемых инвестиционных проектов за 2004-2006 годы на первом этапе реализации Программы осуществляется в произвольной форме. Отработанные на практике подходы к поведению оценки в дальнейшем будут использованы при разработке Порядка оценки бюджетной и социальной эффективности планируемых и реализуемых инвестиционных проектов. Оценка бюджетной и социальной эффективности будет производиться в соответствии с указанным порядком. Проведение оценки позволит определить план действий по совершенствованию нормативной базы, регулирующей региональные инвестиции, а также системы отбора инвестиционных проектов к финансированию за счет областного бюджета и их мониторинга.
Постановлением администрации Сахалинской области по вопросам повышения эффективности бюджетных инвестиций на первом этапе реализации Программы планируется утвердить Порядок отбора и оценки бюджетной и социальной эффективности планируемых и реализуемых инвестиционных проектов (с учетом эксплуатационных расходов будущих периодов). Указанный Порядок предусматривает систему критериев, определяющих основание для досрочного прекращения (переработки) инвестиционных проектов. Постановлением администрации Сахалинской области планируется установить требования о включении в бюджет расходов на осуществление новых инвестиционных проектов только при условии учета эксплуатационных расходов будущих периодов и запрет для инициации новых инвестиционных проектов в том случае, если эксплуатационные расходы будущих периодов по таким проектам превышают положительный финансовый эффект от их реализации.
Порядком планируется определить систему мониторинга инвестиционных проектов, реализуемых за счет средств областного бюджета, предусматривающую:
регламент процедур систематической оценки хода реализации инвестиционных проектов;
регламент планирования инвестиционных проектов, предлагаемых к включению в перечень финансируемых из областного бюджета проектов;
методику формализованной оценки эффективности планируемых к реализации инвестиционных проектов;
перечень материалов и информации, а также источников их получения, используемых в целях мониторинга инвестиционных проектов;
процедуру реализации результатов мониторинга.
Принятию указанных мер способствует отсутствие расходов в областном бюджете на инвестиционные проекты, удовлетворяющие условиям для досрочного прекращения их реализации.
Оценка объема эксплуатационных расходов должна производится в отношении проектов, предусматривающих строительство, реконструкцию или техническую модернизацию объектов социального назначения сферы (больниц, школ, библиотек). Расчет эксплуатационных расходов будущих периодов (то есть дополнительного объема затрат, который будет нести бюджет Сахалинской области или бюджет муниципального образования) на поддержку функционирования созданного объекта региональных инвестиций должен проводится еще на стадии планирования инвестиционных проектов. Игнорирование фактора эксплуатационных расходов будущих периодов, отсутствие их своевременной оценки при осуществлении региональных инвестиций приводит к тому, что вместо получения положительного социального и бюджетного эффекта от финансирования строек и объектов возникает дополнительная или несоизмеримая с полученным эффектом нагрузка на областной бюджет.
На втором этапе реализации Программы будет произведена оценка бюджетной и социальной эффективности всех без исключения инвестиционных проектов (как реализуемых, так и планируемых), в том числе с учетом эксплуатационных расходов будущих периодов. Результаты этой оценки будут опубликованы в средствах массовой информации и Интернет, что обеспечит подотчетность органов государственной власти перед населением области. При этом публикация оценки планируемых к реализации в 2008 году инвестпроектов будет обеспечена до утверждения закона Сахалинской области "Об областном бюджете на 2008 год".