На момент начала реализации Программы основной объем социальных услуг (услуг в области здравоохранения, образования, социального обслуживания, культуры и др.) в Сахалинской области предоставляется бюджетными организациями, находящимися в государственной или муниципальной собственности. Сфера оказания социальных услуг в Сахалинской области по состоянию на начало 2006 года была представлена 130 детскими дошкольными учреждениями, 193 общеобразовательными учреждениями, 13 учреждениями начального профессионального образования, 5 средними специальными учебными заведениями; 186 учреждениями здравоохранения, которые обеспечивают содержание 7,6 тыс. больничных коек; 180 общедоступными библиотеками, 120 домами культуры и другими учреждениями культуры и средств массовой информации, спортивными комплексами и другими организациями общественной значимости.
Несмотря на то, что в области сложилась фактическая государственная монополия на оказание социальных услуг, органы власти Сахалинской области готовы идти на контакты с любыми негосударственными организациями, способными обеспечить предоставление общественно значимых услуг в необходимых объемах и с должным уровнем качества.
Значимой проблемой, мешающей стабильному функционированию финансовой системы области, являются временные кассовые разрывы, которые, безусловно, возникают при исполнении бюджета Сахалинской области. Их причинами, как правило, являются:
- недостаточное поступление доходов для финансирования запланированных расходов;
- сезонное увеличение расходов на выплату заработной платы и отпускных работникам бюджетной сферы;
- сезонное увеличение расходов на подготовку предприятий жилищно-коммунального хозяйства и организаций бюджетной сферы к осенне-зимнему сезону.
Специалистами главного финансового управления администрации Сахалинской области проведена оценка фактических размеров временных кассовых разрывов, возникавших при исполнении бюджета за 2003-2005 годы, а также финансовых последствий.
Проекты нормативных правовых актов и отдельных решений, связанных с налогово-бюджетной системой Сахалинской области, являются объектами специальных экспертиз. Статьей 14 Закона Сахалинской области от 18 июля 2000 года N 199 "О бюджетном процессе в Сахалинской области" определено, что проект закона об областном бюджете на очередной финансовый год направляется в контрольно-счетную палату Сахалинской области, которая готовит замечания, предложения, заключения по предмету первого чтения.
Статьей 13 Закона Сахалинской области от 3 апреля 2000 года N 168 "О законодательной деятельности в Сахалинской области" предусмотрено, что субъект права законодательной инициативы вправе организовать проведение правовой, финансово-экономической, экологической, лингвистической и других профессионально-специализированных экспертиз законопроекта. Правовая экспертиза предполагает оценку законопроекта с целью определения:
соответствия Конституции Российской Федерации и Уставу Сахалинской области;
соответствия федеральному законодательству и законодательству Сахалинской области;
соответствия общепризнанным принципам и нормам международного права;
обоснованности выбора вида акта;
обеспеченности финансовыми, организационными и иными мерами, мерами ответственности (санкциями);
соблюдения правил законодательной техники.
При этом экспертиза законопроекта может осуществляться учеными, специалистами, коллективами ученых и специалистов, научными учреждениями.
Постановлением губернатора Сахалинской области от 22 декабря 1999 года N 501 "Об экспертизе инвестиционных проектов" предусмотрено проведение обязательной экспертизы принимаемых к рассмотрению инвестиционных проектов. Обязательным экспертом для проведения экспертизы и оценки инвестиционных проектов определено ГУП "Центр разработки инвестиционных проектов и программ Сахалинской области"; постановлением администрации Сахалинской области от 18 мая 2005 года N 85-па "Об областном регистре нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципальных образований в Сахалинской области" предусмотрено проведение правовой экспертизы нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципальных образований в Сахалинской области.
Однако недостатками системы экспертных оценок в области бюджетного процесса являются: узкий круг объектов экспертизы; субъективность экспертных оценок, обусловленная неполным охватом и неопределенностью правил независимой экспертизы, а также отсутствие порядка и критериев выбора независимых экспертов, отсутствие оценки фактических финансовых последствий реализации принимаемых законов в области бюджетного и налогового законодательства.
По состоянию на 1 июля 2006 года просроченная кредиторская задолженность бюджетных учреждений в Сахалинской области отсутствует.