Постановлением администрации Сахалинской области по вопросам оценки потребности в бюджетных услугах на территории области будет обеспечено:
нормативное утверждение перечня бюджетных услуг, по которым должен производиться учет потребности в их предоставлении;
утверждение порядка проведения ежегодной оценки потребности в предоставлении бюджетных услуг и учета результатов оценки при формировании расходов на очередной финансовый год.
Указанный перечень и порядок будут утверждены предлагаемым постановлением администрации Сахалинской области.
Учитывая новизну и сложность рассматриваемой проблемы, невозможность проведения качественных реформ одновременно во многих направлениях, перечень бюджетных услуг планируется разработать (в ходе первого этапа реализации Программы) для нескольких базовых отраслей социальной сферы: здравоохранении, образовании, культуре и социальном обслуживании населения. В ходе второго этапа реализации Программы перечень бюджетных услуг будет расширен и охватит практически весь спектр направлений деятельности бюджетных организаций.
В рамках подготовки и утверждения полного перечня бюджетных услуг, по которым должен производиться учет потребности в их предоставлении, должны быть сформулированы следующие понятия:
бюджетная услуга;
содержание бюджетной услуги;
поставщик бюджетной услуги;
стандарт бюджетной услуги;
получатель бюджетной услуги;
контингент потребителей бюджетной услуги;
перечень бюджетных услуг.
С точки зрения ориентированности на потребителя и себестоимости оказания бюджетные услуги предлагается разделять на следующие подгруппы:
1) индивидуальные услуги;
2) коллективные услуги.
Индивидуальная бюджетная услуга направлена на взаимодействие с определенной группой получателей бюджетной услуги, при этом себестоимость и содержание бюджетной услуги могут варьироваться в зависимости от разных категорий и групп получателей бюджетной услуги.
Коллективная бюджетная услуга направлена на определенные категории и группы получателей или на все население в целом, и ее содержание и себестоимость не меняются в зависимости от получателя.
При подготовке Перечня бюджетных услуг должны быть выделены и следующие критерии бюджетной услуги:
- направленность на реализацию прав или гарантий, закрепленных Конституцией, федеральным или законодательством области;
- направленность на конкретного получателя, то есть для каждой услуги можно выделить группу лиц, которая является получателем данной услуги;
- источники финансирования бюджетных услуг (областной бюджет (в том числе за счет доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности) федеральный фонд компенсаций).
В ходе первого этапа реализации Программы необходимо разработать механизм прогнозирования потребности в предоставляемых бюджетных услугах и обеспечить формирование системы планирования деятельности органов исполнительной власти по предоставлению бюджетных услуг. Порядок проведения оценки потребности в предоставлении бюджетных услуг и учета результатов оценки при формировании расходов областного бюджета должен учитывать утвержденный перечень бюджетных услуг, поэтому порядок проведения ежегодной оценки потребности в предоставлении бюджетных услуг и учета результатов оценки при формировании расходов целесообразно утвердить тем же нормативным правовым актом, которым будет утверждаться перечень бюджетных услуг.
При разработке указанного порядка должны быть определены:
- данные, используемые для оценки уровня потребности в предоставлении бюджетных услуг, их источники, а также сроки предоставления;
- формулы и методики расчета потребностей в стоимостном выражении;
- функции органов, осуществляющих проведение оценки;
- регламент трансляции оценок потребности в проект бюджета и разрешения спорных ситуаций, а также иные параметры.