ЗАКОН
САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
от 16 ноября 2006 года N 102-ЗО
ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ОХРАНА МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА НА 2007-2010 ГОДЫ"
Принят Сахалинской областной Думой 9 ноября 2006 года
{Утратил силу в связи с истечением срока действия}
{Изменения:
Закон Сахалинской области от 01.04.2008 N 21-ЗО;
Закон Сахалинской области от 27.03.2009 N 22-ЗО}
Утвердить областную целевую программу "Охрана материнства и детства на 2007-2010 годы" (прилагается).
Финансирование областной целевой программы "Охрана материнства и детства на 2007-2010 годы" осуществляется в пределах средств, предусмотренных законом Сахалинской области об областном бюджете Сахалинской области на соответствующий финансовый год.
Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2007 года.
Губернатор
Сахалинской области И.П.Малахов
г. Южно-Сахалинск
"16" ноября 2006 года
N 102-ЗО
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ОХРАНА МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА НА 2007 - 2010 ГОДЫ"
Наименование Программы | областная целевая программа "Охрана материнства и детства на 2007-2010 годы" (далее - Программа) | |
Основания для разработки | распоряжение администрации Сахалинской области от 06.02.2006 N 57-ра "О выполнении распоряжения администрации области от 13.02.2002 N 63-ра "О плане действий по улучшению положения женщин в Сахалинской области и повышени ю их роли в обществе на 2001-2005 годы", распоряжение администрации Сахалинской области от 03.05.2006 N 247-ра "О проекте областной целевой программы "Охрана материнства и детства на 2007-2010 годы" | |
Государственный заказчик | администрация Сахалинской области | |
Разработчик Программы | департамент здравоохранения Сахалинской области | |
Цели Программы | охрана репродуктивного здоровья населения; | |
Задачи Программы | развитие материально-технической базы государственных и муниципальных учреждений родовспоможения и детского здравоохранения; | |
Сроки реализации Программы | 2007 - 2010 годы | |
Исполнители основных мероприятий Программы | департамент здравоохранения Сахалинской области | |
Финансовое обеспечение Программы | источником финансирования Программы являются средства областного бюджета, которые предусматриваются законом Сахалинской области на соответствующий финансовый год. | |
Контроль за реализацией Программы | администрация Сахалинской области. |
В условиях наметившихся тенденций позитивного развития экономики Сахалинской области, повышения рождаемости важное значение приобретает создание оптимальных условий для материнства, сохранение здоровья женщины-матери, обеспечение рождения и развития здоровья ребенка.
Как показала практика, решение приоритетных задач по вопросам охраны здоровья матери и ребенка наиболее целесообразно осуществлять в рамках федеральных и региональных целевых программ, что позволяет сосредоточить ограниченные материальные и финансовые ресурсы на решении наиболее острых проблем материнства и детства.
Выполнение мероприятий областных целевых программ по охране материнства и детства на территории Сахалинской области в период 1997-2005 годов позволило улучшить основные качественные показатели службы материнства и детства.
Внедрение в практику лечебно-профилактических учреждений службы детства и родовспоможения современных перинатальных технологий позволило снизить показатель материнской смертности: с 122,8 на 100000 родившихся живыми в 1996 году до 16,9 - в 2003 году, 16,4 - в 2004 году. В 2005 году случаев материнской смерти в Сахалинской области не было (по Российской Федерации - 23,4; по Дальневосточному федеральному округу - 34,4).
Показатель перинатальной смертности уменьшился с 21,4 промилле в 1996 году до 10,9 промилле в 2005 году.
Вместе с тем отмечается неблагоприятная тенденция роста показателя младенческой смертности, который составил в 2005 году 14,24 на 1000 родившихся живыми, что ниже показателя по Дальневосточному федеральному округу (16,5 за 2004 год), однако в 1,3 раза превышает федеральный.
Остается нерешенной проблема заболеваемости беременных. В 2005 году имели место заболевания, осложняющие течение беременности у 80,2 процента женщин, при этом на одну женщину в среднем приходится 2,2 заболевания. Удельный вес нормальных родов составил 34,74 процента.
На этом фоне увеличивается показатель заболеваемости новорожденных, который составил в 2002 году - 539,16, в 2003 году - 613,9, в 2004 году - 725,93, в 2005 году - 813,44 на 1000 родившихся живыми.
На территории Сахалинской области в результате целенаправленной работы по поощрению и поддержке грудного вскармливания за прошедшие пять лет процент детей, получающих грудное вскармливание в возрасте от 3-х до 6-ти месяцев, увеличился с 32,8 процента в 2001 году до 46,64 процента в 2005 году, удельный вес детей, находившихся на грудном вскармливании от 6-ти месяцев до 1 года, увеличился с 21,1 процента в 2001 году до 29,5 процента в 2005 году.
Доступность услуг для населения по вопросам планирования семьи является одним из ключевых моментов в профилактике материнской, перинатальной и младенческой смертности.
Показатель абортов на 1000 женщин фертильного возраста в Сахалинской области в 1,4 раза выше федерального и составил в 2005 году - 56,3 процента.
В Сахалинской области 12,75 процента всех абортов приходится на девочек (девушек) в возрасте до 19 лет (по Российской Федерации - 10,2 процента, по Дальневосточному федеральному округу - 10,8 процента); в 2005 году зарегистрировано 2 родов и 8 абортов девочек в возрасте до 15 лет.
Процент женщин, использующих внутриматочные и гормональные средства контрацепции, значительно меньше, чем в целом по России и составил в 2005 году 17,58 процента (по Российской Федерации - 22,7 процента).
В 2005 году (по сравнению с 2004 годом) на 12,8 процента увеличился показатель заболеваемости сифилисом у подростков. Остается острой проблема потребления несовершеннолетними психоактивных веществ. Увеличивается показатель злоупотребления наркотических веществ в возрастной группе 15-17 лет, который составил в 2003 году - 39,0, в 2004 году - 54,3, в 2005 году - 104,1 на 100000 населения этого возраста. Показатель злоупотребления ненаркотических веществ в этой возрастной группе увеличился с 185,1 в 2003 году до 254,8 в 2005 году, а в возрастной группе до 14 лет соответственно с 41,9 до 58,8 на 100000 населения.
В этой связи особую актуальность приобретает:
1) развитие службы планирования семьи;
2) обеспечение многоуровневого образования различных возрастных групп населения, прежде всего детей, направленного на формирование здорового образа жизни;
3) совершенствование и разработка новых профилактических технологий, обеспечивающих сохранение соматического, психического здоровья;
4) гармоничное физическое и психическое развитие детей в современных социально-экономических и экологических условиях.
В Программу внесены мероприятия медицинского характера, входившие ранее в областные целевые программы "Дети Сахалина" и "Безопасное материнство".
1. Цели Программы:
1) обеспечение защиты, сохранения и укрепления здоровья женщин и детей;
2) увеличение рождаемости;
3) создание условий для применения современных медицинских технологий;
4) создание условий для рождения здоровых детей;
5) профилактика абортов, снижение их числа, а также показателей материнской и младенческой смертности;
6) предупреждение инвалидности у детей и женщин;
7) снижение уровня заболеваемости новорожденных.
2. Задачи Программы:
1) повышение квалификации кадров, работающих в службе материнства и детства;
2) совершенствование организации и развитие службы охраны репродуктивного здоровья, безопасного материнства и здоровья детей;
3) совершенствование материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений, обеспечивающих условия для семейно-ориентированных технологий в учреждениях родовспоможения и детского здравоохранения;
4) централизованная закупка лекарственных средств для обеспечения "безопасных" родов;
5) обеспечение групп социального риска (подростки, малообеспеченные, безработные и т.д.) средствами контрацепции - гормональными и барьерными контрацептивами;
6) пропагандирование здорового образа жизни и проведение мероприятий, связанных с охраной репродуктивного здоровья населения и обеспечением безопасного материнства.
Для реализации мероприятий Программы необходимо предусмотреть выделение средств из областного бюджета в размере:
в 2007 году - 8661,65 тыс. рублей;
в 2008 году - 8936,65 тыс. рублей;
в 2009 году - 13476,55 тыс. рублей;
в 2010 году - 12329,05 тыс. рублей.
Администрации Сахалинской области при рассмотрении проекта закона Сахалинской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год на финансирование Программы предусмотреть ежегодное увеличение средств на предполагаемый индекс-дефлятор.
Механизм реализации Программы предусматривает:
организацию и проведение конкурсов либо внеконкурсные способы проведения закупок (у единственного поставщика, запрос котировок) по размещению заказа на поставку необходимого оборудования, лекарственных средств, выполнение работ и оказание услуг согласно Федеральному закону от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";
формирование департаментом здравоохранения Сахалинской области групп специалистов областных и муниципальных лечебно-профилактических учреждений, специализирующихся в сфере охраны репродуктивного здоровья, детского здравоохранения, для участия в форуме "Мать и дитя" и Конгрессе педиатров России;
формирование групп, состоящих из специалистов департамента здравоохранения Сахалинской области, областного государственного учреждения здравоохранения "Областная больница", муниципального учреждения здравоохранения "Детская городская больница" города Южно-Сахалинска для проведения обучающих курсов, семинаров, тренингов, а также оказания практической помощи при отсутствии необходимых специалистов по оказанию медицинской помощи в муниципальных учреждениях здравоохранения.
1. Реализация Программы позволит:
1) минимизировать случаи материнской смертности;
2) снизить уровень перинатальной смертности до 10,0-11,0 промилле;
3) снизить показатель младенческой смертности до11,0-12 ,0 промилле;
4) снизить показатель абортов на 1000 женщин фертильного возраста минимум на 10 процентов.
2. Социально-экономическая эффективность Программы заключается в:
1) сохранении репродуктивного потенциала мужчин и женщин;
2) формировании здорового образа жизни населения на основе заинтересованности и личной ответственности граждан за состояние собственного здоровья;