Наименование | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | Прогноз | ||
2007 | 2008 | 2009 | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Трудоустроено, всего (чел.) | 24506 | 23753 | 23364 | 23800 | 24000 | 24000 | 23500 |
В % к поставленным на учет за содействием в трудоустройстве | 71 | 69 | 75 | 74,8 | 74,8 | 75 | 74,6 |
из них: | |||||||
уволенные по сокращению штатов | 445 | 285 | 325 | 360 | 450 | 450 | 350 |
обратившиеся после длительного (более года) перерыва в работе | 4802 | 4852 | 5560 | 5300 | 5200 | 4900 | 4800 |
учащиеся, желающие работать в свободное от учебы время | 6249 | 6236 | 5224 | 5400 | 5300 | 5100 | 4900 |
выпускники учебных заведений | 245 | 197 | 205 | 215 | 200 | 200 | 200 |
Продолжают испытывать трудности в поиске работы граждане предпенсионного возраста, женщины, имеющие малолетних детей, и граждане, проживающие в сельской местности.
В результате несоответствия требований работодателей уровню образования, квалификации, опыту работы и возрасту возникают сложности в решении вопроса трудоустройства безработных граждан.
Заявленные вакансии заполняются не в полном объеме. Это обуславливается не только низким профессиональным уровнем одних безработных граждан, но и высокими запросами других безработных граждан, имеющих высокий профессиональный уровень, которых не устраивают условия предлагаемой работы и размеры оплаты труда.
В 2007-2009 годах ситуацию на рынке труда области будут определять политические и экономические процессы, происходящие в стране, и меры, принимаемые органами государственной власти, местного самоуправления, руководителями предприятий и организаций всех форм собственности в реализации основных направлений социально-экономического развития области.
В 2007-2009 годах на рынок труда Сахалинской области будет оказывать воз-действие ряд ключевых факторов. Продолжится значительное сокращение численности трудоспособного населения, начавшееся в 2006 году, в связи со вступлением в трудоспособный возраст граждан, родившихся в период низкой рождаемости - в 90-е годы. По сравнению с 2005 годом трудовые ресурсы сократятся на 15,0 тыс. и составят в 2009 году 356,1 тыс. человек. Ожидается, что среднегодовая численность граждан, занятых в экономике Сахалинской области, за этот период уменьшится с 277,8 тыс. до 272 тыс. человек. В прогнозируемом периоде сохранится значительный спрос на высококвалифицированных специалистов в области компьютерных технологий, здравоохранения, сферы обслуживания, сервиса, туризма, а также энергетики и строительной деятельности.
В 2007-2009 годах ожидается рост промышленного производства в результате высоких темпов развития сферы деятельности "добыча полезных ископаемых".
Наиболее высокими темпами будет развиваться нефтегазовый сектор. В 2007 году добыча нефти на шельфе острова Сахалин увеличится по сравнению с 2005 годом более чем в 4 раза. По проекту "Сахалин-2" добыча нефти перейдет на круглогодичную разработку и в 2009 году достигнет 6100 тонн, или в 5,2 раза выше уровня 2005 года.
В угольной промышленности прогнозируется дальнейшая стабилизация угледобычи за счет перспективных угольных предприятий. На внутреннем рынке объем потребления угля составит 2,6-2,7 млн. тонн в год. Часть добываемого угля планируется вывозить на экспорт. В целях сохранения рабочих мест необходимо завершить строительство отгрузочного терминала в порту города Шахтерска.
В пищевой и перерабатывающей промышленности в прогнозируемом периоде сохранятся позитивные тенденции. В целях увеличения объемов производства осуществляется реконструкция и модернизация производства, ведется освоение новых эффективных технологий по выпуску конкурентоспособной продукции, что позволит дополнительно создать 60 рабочих мест.
На развитие рыбного комплекса могут оказать влияние следующие факторы: неурегулированная законодательная база, технический износ промыслового флота, высокие цены на судовое топливо, социальная незащищенность работников и, как следствие, нехватка квалифицированных кадров, снижение престижа профессии.
В лесопромышленном комплексе развитие производства будет определяться исключительно техническими и финансовыми возможностями предприятий. Объем производства пиломатериалов в связи с его переориентацией на строительство экологически чистого жилья для населения области будет последовательно расти и в 2009 году увеличится на 5 процентов по сравнению с 2006 годом.
Основными направлениями развития производства строительных материалов в области будут производство облегченных конструкций, переход к новым системам домостроения любой этажности и необходимой теплозащиты зданий. Для реализации проекта массового жилищного строительства в 2007-2009 годах планируется ввод кирпичного и цементного заводов.
Планируется продолжить строительство жилья по программе "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда", которое ведется за счет долевого участия в финансировании средств федерального бюджета (30 процентов), бюджетов муниципальных образований (20 процентов) и привлеченных средств. В 2007 году в соответствии с Программой прогнозируется обеспечить ввод 1,9 тыс. кв. метров жилья. Кроме того, за счет доли средств муниципальных образований и средств областного бюджета - 6,2 тыс. кв. метров.
В ходе реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" и областной целевой программы "Развитие массового жилищного строительства в Сахалинской области на 2007-2010 годы и на период до 2015 года" планируется в 2007-2009 годах ввести 213,2 тыс. кв. метров жилья.
В агропромышленном комплексе прогнозируется дальнейший рост объема производства сельскохозяйственной продукции во всех категориях хозяйств.
В социально-экономическом развитии Сахалинской области на 2007 год прогнозируется снижение инвестиционных вложений, которое повлечет сокращение объемов работ по нефтегазовым проектам "Сахалин-1" и "Сахалин-2". Объем инвестиций в основной капитал составит 53-62,1 млрд. рублей.
В 2008-2009 годах продолжится снижение инвестиционных вложений в нефтегазовые проекты, в то же время прогнозируется увеличение вложений в транспортную сферу и жилищное строительство. Объем инвестиций в основной капитал составит в 2009 году 35,5-47,2 млрд. рублей.
Профессиональное распределение занятости будет претерпевать значительные изменения в зависимости от реальной потребности экономики в рабочих кадрах. В связи с этим основные усилия областной службы занятости будут сконцентрированы на содействии перераспределению рабочей силы по видам занятости.
В течение 2007-2009 годов будет совершенствоваться работа службы занятости по расширению информационного поля вакансий, взаимодействию с работодателями по изысканию вакансий и оказанию государственных услуг по подбору кадров, оценке профессиональной пригодности граждан и их трудоустройству. Предполагается повысить роль областной службы занятости населения на региональном рынке труда, в работе областного совета по кадровой политике (совместно с комитетом экономики Сахалинской области, департаментом образования Сахалинской области, представителями объединений работодателей), в формировании областного заказа на подготовку кадров в системе начального и среднего профессионального образования.
Ожидается, что в течение 2007-2009 годов банк данных будет составлять свыше 30 тысяч вакансий. В прогнозируемом периоде сохранится значительный спрос на высококвалифицированных специалистов в области компьютерных технологий, здравоохранения, сферы обслуживания, гостиничного хозяйства, туризма, а также энергетики и строительной деятельности.
Основная часть работников (70-75 процентов) потребуется на замену выбывающих по причине текучести кадров (увольнение по собственному желанию), около 13 процентов - на укомплектование вновь вводимых объектов. Потребность в кадрах будут испытывать предприятия нефтегазодобывающей, рыбной отраслей, торговли и общественного питания, жилищно-коммунального и сельского хозяйств.
В целях реализации областных социально-экономических программ и проектов в прогнозируемом периоде предусматривается использование квалифицированной рабочей силы из других субъектов Российской Федерации, а также иностранной рабочей силы в пределах квоты, предоставляемой ежегодно администрацией Сахалинской области и утвержденной Правительством Российской Федерации.
Среднегодовая численность общей безработицы (по МОТ) за этот период изменится незначительно и составит в 2009 году 20,0 тыс. человек. Максимальная численность официально зарегистрированных в службе занятости безработных в конце 2007 и начале 2008 года будет составлять 5,0-5,5 тыс. человек, когда в связи с освоением основного объема подрядных работ в рамках шельфовых проектов численность занятых в экономике области будет снижаться. Для сдерживания общей безработицы на уровне не более 6,5-7 процентов в 2007-2009 годах на предприятиях Сахалинской области предусматривается создание 470 новых рабочих мест и сохранение 2642 рабочих мест за счет проводимой реконструкции и технического перевооружения.
Основную долю граждан, воспользовавшихся услугами службы занятости, составят граждане, которые не могут самостоятельно преодолеть трудную жизненную ситуацию. Увеличение количества безработных будет происходить за счет выпускников общеобразовательных школ, граждан, демобилизованных из вооруженных сил, частично за счет выпускников профессиональных учебных заведений, а также женщин, имеющих малолетних детей, и граждан предпенсионного возраста.
Органами службы занятости населения по различным вопросам, касающимся трудовой деятельности, предполагается принимать и оказывать государственные услуги более 90 тыс. граждан ежегодно, из них 30 тыс. человек будут зарегистрированы в качестве ищущих работу. При содействии службы занятости 75 процентов ищущих работу смогут ее получить.