Недействующий

О социально-экономической программе Камчатской области "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера в Камчатской области на период до 2011 года" (с изменениями на 25 июня 2007 года) (утратил силу с 01.01.2009)

     

1. Технико-экономическое обоснование (содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами)


В соответствии с Федеральным законом "Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации" от 19.06.66 N 78-ФЗ коренные малочисленные народы Севера - народы, проживающие на территориях традиционного проживания своих предков, сохраняющие самобытный уклад жизни, насчитывающие в России менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.

На 01.01.2002 численность коренных малочисленных народов Севера в Камчатской области (далее - коренные народы) по сведениям Камчатского областного комитета государственной статистики составила 1314 человек (учитывается только сельское население). Из них: алеуты - 235 человек; ительмены - 62 человека; коряки - 157 человек; чукчи - 8 человек; эвены - 852 человека. По предварительным оперативным данным органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области, численность коренного малочисленного населения на 01.01.2002 составила 13394 человек. Столь резкие расхождения в данных произошли потому, что органы местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области включают в учет и городское население, а также в связи с тем, что постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2005 N 255 "О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации" этническая группа "камчадалы" получила официальный статус народа Севера.

В Камчатской области не сохранилось однородных в этническом отношении населенных пунктов с коренным населением. В настоящее время все поселения в Камчатской области укрупненные, с полиэтническим составом населения. Около 6,2 тыс.человек коренного населения живет в городах Петропавловске-Камчатском, Елизове, Ключах и Вилючинске. Относительно компактно проживают, составляя более одной трети населения районов проживания, коренные народы в Алеутском и Быстринском районах. На территории Камчатской области дисперсно проживают также отдельные представители других коренных народов Севера Российской Федерации, не имеющие здесь исторических корней, но переместившиеся на Камчатку в результате интенсивных в ХХ веке миграционных процессов, межэтнических браков, такие как эскимосы, нанайцы, эвенки.

В 1930-1980 годы коренные народы в Камчатской области постепенно были переведены в новый для них общественный строй и уклад жизни с новыми системами производства, сбыта, снабжения, с полным охватом системами образования, здравоохранения, развития культуры и искусства. Результатами этого процесса явились такие последствия, как отчуждение от традиционной природно-ресурсной базы, нарушения преемственности поколений, связанные с интернатной системой воспитания, переселения в укрупненные населенные пункты. Интенсивно развивались процессы социально-экономического расслоения коренных народов. Сложилась национальная интеллигенция. Часть представителей коренных народов приобщилась к промышленному производству, городскому укладу жизни. Внедрение новых технологий сказалось на угасании традиций и навыков, которые ранее обеспечивали экологически рациональное отношение к природным ресурсам.

В период глубокого реформирования системы социально-экономи-ческих отношений в России в 1990 годы были разрушены сложившиеся в ХХ веке хозяйственные, экономические основы существования коренных народов в районах компактного сельского проживания. Многие представители коренных народов, проживающие в городах и поселках городского типа, где промышленное производство испытывает глубочайший спад, оказались наименее приспособленными к выживанию в условиях "российского рынка" 1990 годов. Денежные доходы и уровень жизни коренных народов, в особенности проживающих в районах компактного проживания, катастрофически снизились. Проявились признаки социальной деградации в сферах здравоохранения, образования, естественного воспроизводства. В некоторых районах Камчатки семьи, получив право хозяйствования на части бывших родовых угодий, переселились из населенных пунктов и вернулись в полупервобытные экономические условия жизнедеятельности. Такой процесс проходил в Быстринском районе, где с 1992 года до 1996 года выделяли участки родовым общинам для занятий традиционными видами природопользования (охота, рыбалка, оленеводство, коневодство). В настоящий момент таких участков - 63, где проживает 353 представителя коренных народов.

Оленеводство из заметной отрасли производства сократилось до нескольких небольших хозяйств. Поголовье домашних оленей с 17,0 тыс.голов в 1990 году снизилось до 4,8 тыс.голов к началу 2002 года. Сельское хозяйство, в котором были заняты представители коренных народов, пришло в полный упадок, перестало быть товарным. Лососевое рыбное хозяйство, еще в середине ХХ века переставшее быть экономической основой жизнедеятельности камчадалов, ительменов и алеутов, объективно не может восстановиться в этом качестве в настоящее время. Сократившиеся в начале XXI века ресурсы лососевых рыб являются одной из основ хозяйства Камчатской области в целом и многих слоев ее населения. Коренные народы получают лимиты на промысел рыб лососевых пород только в пределах личного потребления, произвольно устанавливаемого ежегодно в зависимости от факторов, ничем не связанных с потребностями в этой рыбе.

Всего на 01.01.2002 в области зарегистрировано 8 семейно-родовых общин и других форм объединений коренных народов, имеющих закрепленные охотничьи угодья площадью 584,1 тыс.гектаров, или около 4 процентов от всех охотничьих угодий Камчатской области. За 2001 год от общего количества лицензий на отстрел охотничьих животных представителям коренных народов получено 13 процентов. Выдача бесплатных лицензий представителям коренных народов законодательством не предусмотрена. Возвращение коренных народов к охотничье-промысловому хозяйству как устойчивому источнику жизнедеятельности общин в целом возможно при условиях совершенствования законодательной базы. Использование дикоросов: грибов, ягод, лекарственных трав - сдерживается слабой изученностью возможностей сырьевых ресурсов, а также отсутствием технического оборудования и достаточной маркетинговой подготовки общин и предприятий коренных народов Камчатской области.

Предварительная оценка природно-ресурсной базы показывает, что возрождение использования во многом сократившихся по объему и видам традиционно используемых природных ресурсов коренными народами может быть одной из экономических основ полноценной жизнедеятельности коренных народов при условии глубокой технологической переработки сырья с изготовлением конечной товарной потребительской продукции. Для повышения уровня жизни коренных народов Камчатской области, обеспечения полной занятости, необходимо развитие социально-экономических и экологически рациональных нетрадиционных видов деятельности. Одна из основных особенностей и сложностей использования коренными народами традиционных природных ресурсов Камчатской области состоит в том, что эти ресурсы являются предметом пользования основных отраслей хозяйства и всего населения Камчатской области, в которой коренные народы составляют около 4 процентов. В этих условиях необходима выработка дополнительных видов и форм обеспечения жизнедеятельности коренных народов, учитывающих эту особенность.

В условиях тяжелого сциально-экономического положения коренные народы с помощью органов государственной власти и управления принимают все большее участие в решении социально-экономических проблем Камчатской области и своих народов (этносов). В области созданы 37 общественных организаций (по данным Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Камчатской области и Корякскому автономному округу), более 120 хозяйствующих структур различных организационно-правовых форм, ориентированных на развитие производства. Основными препятствиями для их эффективного функционирования являются отсутствие первоначального капитала для создания производственных мощностей, недостаточные правовые, организационно-административные и коммерческие знания, отсутствие опыта.

В состоянии здоровья представителей коренных народов в Камчатской области на фоне общего ухудшения здоровья населения страны и области наряду с увеличением числа заболеваний общераспространенными болезнями, отмечаются симптомы разрушения адаптационных механизмов, проявляющиеся в снижении продолжительности жизни, большого количества суицидов. Точная оценка этих процессов затруднена отсутствием систематизированных и целенаправленных исследований. Среди представителей коренных народов в Камчатской области отмечается также повышенная степень заболеваемости "социальными болезнями" в районах компактного проживания коренных народов, которые удалены от крупных населенных пунктов и не имеют доступного медицинского обслуживания и различных социально-экономических структур, способных смягчать последствия разрушительных социальных и экономических процессов. Так, в Алеутском районе заболеваемость туберкулезом более чем в три с половиной раза, а психическими болезнями в три раза выше, чем в Камчатской области. Заболеваемость сифилисом населения Быстринского района почти в четыре раза выше, чем по Камчатской области в целом. Средняя продолжительность жизни коренных народов значительно ниже среднего уровня по Камчатской области.

Отмечается снижение качества общего и профессионального образования представителей коренных народов, а также посещаемости детьми учебных заведений. В Камчатской области только в одной школе с.Анавгай Быстринского района детей обучают эвенскому языку. Продолжается практика предоставления коренным народам возможности получения высшего образования за счет бюджетных средств. На 01.01.2002 за счет средств федерального и областного бюджетов 39 человек, представителей коренных народов, обучается в высших учебных заведениях России по направлениям юриспруденция, экономика и менеджмент, технологии производства традиционных промыслов.

Развитие национальных культур коренных народов переживает трудный период. Распространяется профессиональное и полупрофессиональное отношение к культуре как искусству в интеллектуально развитых слоях населения. В Камчатской области насчитывается 13 фольклорных коллективов. И в то же время постепенно снижается практический интерес коренных народов к сохранению национальной культуры в широком смысле слова, в Камчатской области отсутствуют национально-культурные и историко-этнографические центры.

Во второй половине ХХ века неоднократно принимались государственные программы развития народов Севера (или районов их проживания). В 1990 годы в условиях изменившегося общественного строя были приняты федеральная целевая программа "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2000 года", федеральная целевая программа "Дети Севера" в составе Президентской программы "Дети России". Долгосрочная областная целевая программа в рамках реализации федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2000 года" не разрабатывалась. Федеральной целевой программой "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2000 года" были определены задания по осуществлению строительства объектов производственного, жилищно-коммунального и социального назначения в национальных районах Камчатской области Быстринском и Алеутском. Из запланированных к строительству в федеральной целевой программе "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2000 года" объектов введен в эксплуатацию мост через р.Быстрая в с.Эссо в 1997 году. Кредиторская задолженность за выполненные работы на сумму 1,10 млн. рублей до сих пор не погашена. В с.Никольское Алеутского района под здание аэровокзала смонтирован двухквартирный жилой дом, в настоящее время возникла необходимость в приобретении навигационного оборудования и подключении инженерных сетей для обеспечения нормального функционирования аэропорта. Осуществлено строительство двух двухквартирных домов в с.Эссо Быстринского района. Оплачено начало работ по разработке проектно-сметной документации на строительство общеобразовательной школы на 176 мест в с. Никольском Алеутского района. Но недостаточное и нерегулярное финансирование не позволило реализовать эти программы в полном объеме, что не дает возможности оценить их комплексную социально-экономическую эффективность.

При подготовке социально-экономической программы Камчатской области "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера в Камчатской области на период до 2011 года" (далее - Программа) проведены социологические исследования и организован сбор ориентирующих заявок от общин коренных народов и администраций муниципальных образований в Камчатской области. Из около 120 зарегистрированных в Камчатской области общин заявки поданы от 14 общин и 3 ассоциаций. Это может свидетельствовать не столько о формальности существования многих общин, сколько о низкой степени организованности коренных народов, отсутствии связей с районными и областным центрами, слабом социально-демографическом и организационном потенциале многих общин. Из восьми администраций муниципальных образований в Камчатской области заявки поступили из четырех. Представили заявки также 4 предприятия и 3 организации социальной сферы.

Только в производственной сфере на весь период по Камчатской области в целом заявлено: строительство 18 складов, цехов, мастерских по переработке традиционно используемых природных ресурсов; приобретение 18 холодильников и рефрижераторов, 24 электрогенераторов, 10 единиц малых рыболовных судов, 28 единиц автотракторной техники, 25 снегоходов. Общий объем финансирования, приведенный в заявках только по отдельным объектам, составляет 185 млн.рублей. По укрупненной оценке всех заявленных объектов он может составить около 600 млн. рублей.

Предварительная оценка результатов программного управления развитием коренных народов показывает, что в условиях недостаточного финансирования, слабого организационного опыта коренных народов и их неподготовленности к эффективному хозяйствованию в современном "российском рынке" целесообразно определить систему приоритетов не только государственного финансирования программ, но и управленческих, административно-организационных мероприятий, обеспечивающих получение наибольшего эффекта при различных вариантах реализации программы.

В настоящей Программе необходимо отдать приоритеты следующим направлениям:

1. Развитие производственной сферы в жизнедеятельности коренных народов путем наращивания основных производственных фондов в активной (машины, оборудование и т.п.) и пассивной (строительство или реконструкция зданий и сооружений) формах. Основная задача - обеспечить комплексное развитие производства как экономической основы существования и развития коренных народов, занятость населения; обеспечить снабжение производства сырьем и материалами, а также сбыт готовой продукции при высокой экономической эффективности производства в целом. При этих условиях будет возможен постепенный переход к высокой степени самообеспеченности коренных народов за счет производства.

2. Развитие социальной сферы, в первую очередь - здравоохранения и образования. Главная задача - обеспечить демографическое и этносоциальное сохранение коренных народов как общностей.

3. Организационно-административная поддержка создания коренными народами эффективных устойчивых структур самоорганизации хозяйственной деятельности, по содержанию и формам соответствующих уровню общественного развития коренных народов. Обучение на семинарах, практическая подготовка конкретных представителей коренных народов в:

- овладении новыми технологиями, обращении с новой техникой;

- управлении производством, снабжением и сбытом продукции;

- развитии навыков эффективного предпринимательства;

- умении пользоваться непрерывно меняющейся нормативной правовой базой, которая формирует условия жизнедеятельности коренных народов.

4. Развитие и совершенствование законодательных основ, подзаконных нормативных актов, нормативно-методических документов, а также принятие конкретных нормативных актов об организации жизнедеятельности отдельных территориальных общностей коренных народов.