ЗАКОН
КАМЧАТСКОЙ ОБЛАСТИ
от 12 декабря 2006 года N 548
О социально-экономической программе Камчатской области "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера в Камчатской области на период до 2011 года"
(с изменениями на 25 июня 2007 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2009 года на основании
Закона Камчатского края от 19 декабря 2008 года N 200
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Камчатской области от 25 июня 2007 года N 631 (Официальные ведомости, N 92-100, 26.07.2007).
____________________________________________________________________
Принят
Советом народных депутатов
Камчатской области
6 декабря 2006 года
Утвердить социально-экономическую программу Камчатской области "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера в Камчатской области на период до 2011 года" согласно приложению к настоящему Закону.
Установить, что финансирование мероприятий, указанных в настоящем Законе, осуществляется в соответствии с законом Камчатской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
При увеличении объема финансирования мероприятий, предусмотренных настоящим Законом, в него вносятся соответствующие изменения с одновременным внесением изменений в закон Камчатской области об областном бюджете на текущий финансовый год.
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор
Камчатской области
М.Б.Машковцев
г.Петропавловск-Камчатский
12 декабря 2006 года
N 548
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА КАМЧАТСКОЙ ОБЛАСТИ
"Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера в Камчатской области на период до 2011 года"
Петропавловск-Камчатский
2006 год
Паспорт Программы | 3 |
1. Технико-экономическое обоснование (содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами) | 7 |
2. Основные цели и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации | 12 |
3. Система программных мероприятий I-го этапа Программы | 15 |
4.Ресурсное обеспечение Программы | 16 |
5. Организация управления и контроль по реализации I-го этапа Программы | 17 |
6. Ожидаемые социально-экономические результаты реализации I-го этапа Программы | 17 |
7. Основные мероприятия по реализации социально-экономической программы Камчатской области "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера в Камчатской области на период до 2011 года" I этап (2003-2004 годы) (Приложение N 1) | 19 |
8. Основные мероприятия по реализации социально-экономической программы Камчатской области "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера в Камчатской области на период до 2011 года" II этап (2005-2008 годы) (Приложение N 2) | 27 |
9. Объемы и источники финансирования социально-экономической программы Камчатской области "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера в Камчатской области на период до 2011 года" (Приложение N 3) | 39 |
10. Основные направления мероприятий социально-экономической программы Камчатской области "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера в Камчатской области на период до 2011 года", проведение которых планируется с долевым участием Проекта ПРООН/ГЭФ RUS /01/G31 (Приложение N 4) | 40 |
Наименование Программы | Социально-экономическая программа Камчатской области "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера в Камчатской области на период до 2011 года" |
Основание для разработки Программы | Распоряжение губернатора Камчатской области от 28.08.2001 года N 632-Р |
Государственный заказчик Программы | Управление по связям с общественностью и работе с обращениями граждан администрации Камчатской области |
Основной разработчик Программы | Камчатский филиал Тихоокеанского института географии Дальневосточного отделения Российской Академии наук |
Основные цели Программы | Создание условий для устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера в Камчатской области на принципах самообеспечения на основе комплексного развития традиционных отраслей хозяйствования, их ресурсной и производственной базы, духовного и национально-культурного развития, повышения уровня образования, профессиональной подготовки, улучшения состояния здоровья; |
Основные задачи Программы | Развитие сырьевой и производственно-технологической базы традиционных отраслей хозяйствования, предприятий по переработке сырья и продукции этих отраслей; |
Сроки и этапы реализации Программы | 2003-2011 годы: |
Перечень основных мероприятий Программы | Развитие традиционных отраслей, промыслов и ремесел коренных малочисленных народов Севера в Камчатской области и комплексная переработка продукции этих отраслей; |
Исполнители основных мероприятий Программы | Структурные подразделения администрации Камчатской области; органы местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области; Камчатская областная Ассоциация общественных объединений коренных малочисленных народов Севера; общины коренных малочисленных народов Севера |
Объемы и источники финансирования Программы | Общая стоимость Программы в 2003-2011 годах составит 59919,05 тыс.рублей, в том числе: |
Ожидаемые конечные результаты реализации II этапа Программы (2005-2008 годы) | Реконструировать цех по переработке оленьих шкур в с.Анавгай Быстринского района площадью 150 кв.м.; |
Система контроля за исполнением Программы | Осуществляется управлением по связям с общественностью и работе с обращениями граждан администрации Камчатской области |
В соответствии с Федеральным законом "Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации" от 19.06.66 N 78-ФЗ коренные малочисленные народы Севера - народы, проживающие на территориях традиционного проживания своих предков, сохраняющие самобытный уклад жизни, насчитывающие в России менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.
На 01.01.2002 численность коренных малочисленных народов Севера в Камчатской области (далее - коренные народы) по сведениям Камчатского областного комитета государственной статистики составила 1314 человек (учитывается только сельское население). Из них: алеуты - 235 человек; ительмены - 62 человека; коряки - 157 человек; чукчи - 8 человек; эвены - 852 человека. По предварительным оперативным данным органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области, численность коренного малочисленного населения на 01.01.2002 составила 13394 человек. Столь резкие расхождения в данных произошли потому, что органы местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области включают в учет и городское население, а также в связи с тем, что постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2005 N 255 "О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации" этническая группа "камчадалы" получила официальный статус народа Севера.
В Камчатской области не сохранилось однородных в этническом отношении населенных пунктов с коренным населением. В настоящее время все поселения в Камчатской области укрупненные, с полиэтническим составом населения. Около 6,2 тыс.человек коренного населения живет в городах Петропавловске-Камчатском, Елизове, Ключах и Вилючинске. Относительно компактно проживают, составляя более одной трети населения районов проживания, коренные народы в Алеутском и Быстринском районах. На территории Камчатской области дисперсно проживают также отдельные представители других коренных народов Севера Российской Федерации, не имеющие здесь исторических корней, но переместившиеся на Камчатку в результате интенсивных в ХХ веке миграционных процессов, межэтнических браков, такие как эскимосы, нанайцы, эвенки.
В 1930-1980 годы коренные народы в Камчатской области постепенно были переведены в новый для них общественный строй и уклад жизни с новыми системами производства, сбыта, снабжения, с полным охватом системами образования, здравоохранения, развития культуры и искусства. Результатами этого процесса явились такие последствия, как отчуждение от традиционной природно-ресурсной базы, нарушения преемственности поколений, связанные с интернатной системой воспитания, переселения в укрупненные населенные пункты. Интенсивно развивались процессы социально-экономического расслоения коренных народов. Сложилась национальная интеллигенция. Часть представителей коренных народов приобщилась к промышленному производству, городскому укладу жизни. Внедрение новых технологий сказалось на угасании традиций и навыков, которые ранее обеспечивали экологически рациональное отношение к природным ресурсам.
В период глубокого реформирования системы социально-экономи-ческих отношений в России в 1990 годы были разрушены сложившиеся в ХХ веке хозяйственные, экономические основы существования коренных народов в районах компактного сельского проживания. Многие представители коренных народов, проживающие в городах и поселках городского типа, где промышленное производство испытывает глубочайший спад, оказались наименее приспособленными к выживанию в условиях "российского рынка" 1990 годов. Денежные доходы и уровень жизни коренных народов, в особенности проживающих в районах компактного проживания, катастрофически снизились. Проявились признаки социальной деградации в сферах здравоохранения, образования, естественного воспроизводства. В некоторых районах Камчатки семьи, получив право хозяйствования на части бывших родовых угодий, переселились из населенных пунктов и вернулись в полупервобытные экономические условия жизнедеятельности. Такой процесс проходил в Быстринском районе, где с 1992 года до 1996 года выделяли участки родовым общинам для занятий традиционными видами природопользования (охота, рыбалка, оленеводство, коневодство). В настоящий момент таких участков - 63, где проживает 353 представителя коренных народов.
Оленеводство из заметной отрасли производства сократилось до нескольких небольших хозяйств. Поголовье домашних оленей с 17,0 тыс.голов в 1990 году снизилось до 4,8 тыс.голов к началу 2002 года. Сельское хозяйство, в котором были заняты представители коренных народов, пришло в полный упадок, перестало быть товарным. Лососевое рыбное хозяйство, еще в середине ХХ века переставшее быть экономической основой жизнедеятельности камчадалов, ительменов и алеутов, объективно не может восстановиться в этом качестве в настоящее время. Сократившиеся в начале XXI века ресурсы лососевых рыб являются одной из основ хозяйства Камчатской области в целом и многих слоев ее населения. Коренные народы получают лимиты на промысел рыб лососевых пород только в пределах личного потребления, произвольно устанавливаемого ежегодно в зависимости от факторов, ничем не связанных с потребностями в этой рыбе.
Всего на 01.01.2002 в области зарегистрировано 8 семейно-родовых общин и других форм объединений коренных народов, имеющих закрепленные охотничьи угодья площадью 584,1 тыс.гектаров, или около 4 процентов от всех охотничьих угодий Камчатской области. За 2001 год от общего количества лицензий на отстрел охотничьих животных представителям коренных народов получено 13 процентов. Выдача бесплатных лицензий представителям коренных народов законодательством не предусмотрена. Возвращение коренных народов к охотничье-промысловому хозяйству как устойчивому источнику жизнедеятельности общин в целом возможно при условиях совершенствования законодательной базы. Использование дикоросов: грибов, ягод, лекарственных трав - сдерживается слабой изученностью возможностей сырьевых ресурсов, а также отсутствием технического оборудования и достаточной маркетинговой подготовки общин и предприятий коренных народов Камчатской области.
Предварительная оценка природно-ресурсной базы показывает, что возрождение использования во многом сократившихся по объему и видам традиционно используемых природных ресурсов коренными народами может быть одной из экономических основ полноценной жизнедеятельности коренных народов при условии глубокой технологической переработки сырья с изготовлением конечной товарной потребительской продукции. Для повышения уровня жизни коренных народов Камчатской области, обеспечения полной занятости, необходимо развитие социально-экономических и экологически рациональных нетрадиционных видов деятельности. Одна из основных особенностей и сложностей использования коренными народами традиционных природных ресурсов Камчатской области состоит в том, что эти ресурсы являются предметом пользования основных отраслей хозяйства и всего населения Камчатской области, в которой коренные народы составляют около 4 процентов. В этих условиях необходима выработка дополнительных видов и форм обеспечения жизнедеятельности коренных народов, учитывающих эту особенность.
В условиях тяжелого сциально-экономического положения коренные народы с помощью органов государственной власти и управления принимают все большее участие в решении социально-экономических проблем Камчатской области и своих народов (этносов). В области созданы 37 общественных организаций (по данным Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Камчатской области и Корякскому автономному округу), более 120 хозяйствующих структур различных организационно-правовых форм, ориентированных на развитие производства. Основными препятствиями для их эффективного функционирования являются отсутствие первоначального капитала для создания производственных мощностей, недостаточные правовые, организационно-административные и коммерческие знания, отсутствие опыта.
В состоянии здоровья представителей коренных народов в Камчатской области на фоне общего ухудшения здоровья населения страны и области наряду с увеличением числа заболеваний общераспространенными болезнями, отмечаются симптомы разрушения адаптационных механизмов, проявляющиеся в снижении продолжительности жизни, большого количества суицидов. Точная оценка этих процессов затруднена отсутствием систематизированных и целенаправленных исследований. Среди представителей коренных народов в Камчатской области отмечается также повышенная степень заболеваемости "социальными болезнями" в районах компактного проживания коренных народов, которые удалены от крупных населенных пунктов и не имеют доступного медицинского обслуживания и различных социально-экономических структур, способных смягчать последствия разрушительных социальных и экономических процессов. Так, в Алеутском районе заболеваемость туберкулезом более чем в три с половиной раза, а психическими болезнями в три раза выше, чем в Камчатской области. Заболеваемость сифилисом населения Быстринского района почти в четыре раза выше, чем по Камчатской области в целом. Средняя продолжительность жизни коренных народов значительно ниже среднего уровня по Камчатской области.
Отмечается снижение качества общего и профессионального образования представителей коренных народов, а также посещаемости детьми учебных заведений. В Камчатской области только в одной школе с.Анавгай Быстринского района детей обучают эвенскому языку. Продолжается практика предоставления коренным народам возможности получения высшего образования за счет бюджетных средств. На 01.01.2002 за счет средств федерального и областного бюджетов 39 человек, представителей коренных народов, обучается в высших учебных заведениях России по направлениям юриспруденция, экономика и менеджмент, технологии производства традиционных промыслов.
Развитие национальных культур коренных народов переживает трудный период. Распространяется профессиональное и полупрофессиональное отношение к культуре как искусству в интеллектуально развитых слоях населения. В Камчатской области насчитывается 13 фольклорных коллективов. И в то же время постепенно снижается практический интерес коренных народов к сохранению национальной культуры в широком смысле слова, в Камчатской области отсутствуют национально-культурные и историко-этнографические центры.
Во второй половине ХХ века неоднократно принимались государственные программы развития народов Севера (или районов их проживания). В 1990 годы в условиях изменившегося общественного строя были приняты федеральная целевая программа "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2000 года", федеральная целевая программа "Дети Севера" в составе Президентской программы "Дети России". Долгосрочная областная целевая программа в рамках реализации федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2000 года" не разрабатывалась. Федеральной целевой программой "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2000 года" были определены задания по осуществлению строительства объектов производственного, жилищно-коммунального и социального назначения в национальных районах Камчатской области Быстринском и Алеутском. Из запланированных к строительству в федеральной целевой программе "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2000 года" объектов введен в эксплуатацию мост через р.Быстрая в с.Эссо в 1997 году. Кредиторская задолженность за выполненные работы на сумму 1,10 млн. рублей до сих пор не погашена. В с.Никольское Алеутского района под здание аэровокзала смонтирован двухквартирный жилой дом, в настоящее время возникла необходимость в приобретении навигационного оборудования и подключении инженерных сетей для обеспечения нормального функционирования аэропорта. Осуществлено строительство двух двухквартирных домов в с.Эссо Быстринского района. Оплачено начало работ по разработке проектно-сметной документации на строительство общеобразовательной школы на 176 мест в с. Никольском Алеутского района. Но недостаточное и нерегулярное финансирование не позволило реализовать эти программы в полном объеме, что не дает возможности оценить их комплексную социально-экономическую эффективность.
При подготовке социально-экономической программы Камчатской области "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера в Камчатской области на период до 2011 года" (далее - Программа) проведены социологические исследования и организован сбор ориентирующих заявок от общин коренных народов и администраций муниципальных образований в Камчатской области. Из около 120 зарегистрированных в Камчатской области общин заявки поданы от 14 общин и 3 ассоциаций. Это может свидетельствовать не столько о формальности существования многих общин, сколько о низкой степени организованности коренных народов, отсутствии связей с районными и областным центрами, слабом социально-демографическом и организационном потенциале многих общин. Из восьми администраций муниципальных образований в Камчатской области заявки поступили из четырех. Представили заявки также 4 предприятия и 3 организации социальной сферы.
Только в производственной сфере на весь период по Камчатской области в целом заявлено: строительство 18 складов, цехов, мастерских по переработке традиционно используемых природных ресурсов; приобретение 18 холодильников и рефрижераторов, 24 электрогенераторов, 10 единиц малых рыболовных судов, 28 единиц автотракторной техники, 25 снегоходов. Общий объем финансирования, приведенный в заявках только по отдельным объектам, составляет 185 млн.рублей. По укрупненной оценке всех заявленных объектов он может составить около 600 млн. рублей.
Предварительная оценка результатов программного управления развитием коренных народов показывает, что в условиях недостаточного финансирования, слабого организационного опыта коренных народов и их неподготовленности к эффективному хозяйствованию в современном "российском рынке" целесообразно определить систему приоритетов не только государственного финансирования программ, но и управленческих, административно-организационных мероприятий, обеспечивающих получение наибольшего эффекта при различных вариантах реализации программы.