ЗАКОН
АЛТАЙСКОГО КРАЯ
от 13 декабря 2006 года N 139-ЗС
Об утверждении краевой целевой программы "Социальная поддержка малоимущих граждан и малоимущих семей с детьми" на 2007-2010 годы
Истек срок действия.
Принят постановлением Алтайского краевого Совета народных депутатов от 8 декабря 2006 года N 707.
Опубликован: газета "Алтайская правда" от 23 декабря 2006 года N 413-414 стр. 4; Сборник законодательства Алтайского края 2006 год N 128 часть 1 с. 81.
Вступил в силу 1 января 2007 года.
{ Изменения: закон Алтайского края от 24 декабря 2007 года N 141-ЗС (вступление в силу 1 января 2008 года). }
{ Новая редакция с изменениями от 24 декабря 2007 года. }
Утвердить краевую целевую программу "Социальная поддержка малоимущих граждан и малоимущих семей с детьми" на 2007-2010 годы (прилагается).
Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2007 года.
Глава Администрации Алтайского края А.Б. Карлин
КРАЕВАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Социальная поддержка малоимущих граждан и малоимущих семей с детьми" на 2007-2010 годы
Наименование | краевая целевая программа "Социальная поддержка малоимущих граждан и малоимущих семей с детьми" на 2007-2010 годы (далее - программа) |
Основание для | /content/ngr/RU0000R199100242.html "О занятости населения в Российской Федерации"; |
Заказчик | Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне |
Разработчик | Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне |
Цель | адресная социальная поддержка малоимущих граждан и малоимущих семей с детьми |
Задачи | предоставление малоимущим гражданам и малоимущим семьям с детьми, гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, адресной социальной поддержки в денежной или натуральной форме; |
Основные | Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне; |
Сроки | 2007-2010 года |
Ресурсное | финансирование программы осуществляется за счет средств: |
Ожидаемые результаты | ежегодная социальная поддержка в денежной или натуральной форме около 700 тысяч малоимущих граждан, позволяющая повысить их доход до прожиточного минимума; |
Настоящая программа регулирует предоставление малоимущим гражданам и малоимущим семьям с детьми, гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, социальной поддержки, адресное предоставление пособий, субсидий, социальных услуг.
В программе используются следующие основные понятия:
малоимущая семья (одиноко проживающий гражданин) - семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (доход которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в Алтайском крае, имеющая (имеющий) право на получение социальной поддержки;
трудная жизненная ситуация - объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина по причинам инвалидности, неспособности к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом или болезнью, безработицы, сиротства, одиночества, безнадзорности, малообеспеченности, конфликтов и жестокого обращения в семье, нарушения законных прав и интересов, отсутствия определенного места жительства и т. п. ситуация, которую он не может преодолеть самостоятельно;
социальная услуга - действие социальной службы, заключающееся в оказании социальной помощи клиенту для преодоления им трудной жизненной ситуации.
В последние годы увеличилось количество жителей Алтайского края, нуждающихся в социальной поддержке. На учете в органах социальной защиты населения состоит более одного миллиона граждан, или 43,5 процента населения Алтайского края. Это пенсионеры и инвалиды, дети из малоимущих семей, другие граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Несмотря на разнообразие форм социальной поддержки населения, остается актуальным вопрос об увеличении адресной социальной поддержки жителей Алтайского края.
Объем средств, затраченных на все виды адресной социальной поддержки в 2005 году, составил 2400000 тыс. руб. Помощь получили 789 тысяч человек, или 71 процент от числа поставленных на учет.
Анализ обращений граждан с просьбой об оказании социальной поддержки показывает, что их причиной является не только низкий уровень доходов, но и трудная жизненная ситуация: потеря работы, утрата трудоспособности, длительная болезнь, преклонный возраст, одиночество, сиротство, отсутствие определенного места жительства, другие факторы.
В целях реализации адресного подхода социальная поддержка населению может оказываться в различных формах: денежные выплаты, натуральная помощь, обслуживание граждан в социальных учреждениях, предоставление социальных услуг. В этой связи система программных мероприятий предусматривает различные виды социальной поддержки малоимущих жителей Алтайского края, граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию: адресное предоставление пособий, субсидий и других социальных выплат, а также проведение организационных мероприятий для отдельных категорий граждан. Учет оказываемой социальной поддержки осуществляется с использованием средств автоматизации.
Цель реализации программы - адресная поддержка малоимущих граждан и малоимущих семей с детьми.
Для реализации поставленных в программе задач предусмотрены конкретные мероприятия, направленные на увеличение числа граждан, получивших социальную поддержку, по отношению к общему числу малоимущих граждан, зарегистрированных в органах социальной защиты населения (доля получивших социальную поддержку от общего числа малоимущих граждан, зарегистрированных в органах социальной защиты населения, увеличится с 72 процентов в 2007 году до 75 процентов в 2010 году), и объема средств, выделяемых на оказание адресной социальной поддержки малоимущим гражданам, гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию (с 1982121 тыс. руб. в 2007 году до 2243154 тыс. руб. в 2010 году).
В программе предусмотрены организационные меры по повышению эффективности социального обслуживания населения в Алтайском крае.
В результате реализации программных мероприятий предполагается увеличение числа получивщих услуги в учреждениях социального обслуживания населения малоимущих граждан и малоимущих семей с детьми, а также числа обслуживаемых на дому от общего числа получателей пенсий (удельный вес обслуживаемых на дому увеличится с 2,4 процента в 2007 году до 2,6 процента в 2010 году).
Применение программно-целевого метода позволит решить задачу содействия трудоустройству граждан, испытывающих трудности в поиске работы, за счет увеличения количества государственных услуг в сфере содействия занятости, оказанных малоимущим гражданам (количество услуг, оказанных с 2007 года до 2010 года, вырастет с 34330 ед. до 34485 ед. соответственно).
Создание автоматизированной информационной системы учета и контроля предоставления мер социальной поддержки малоимущим гражданам и малоимущим семьям с детьми, гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, направлено на повышение эффективности использования бюджетных и иных средств (средний размер адресной помощи малообеспеченным категориям населения увеличится с 3630 руб. в 2007 году до 4000 руб. в 2010 году).
Срок реализации программы - 4 года.
Система программных мероприятий включает перечень конкретных мероприятий по направлениям программы в соответствии с ее задачами (таблица 1).
Для реализации задачи предоставления малоимущим гражданам и малоимущим семьям с детьми, гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, адресной социальной поддержки в денежной и натуральной форме предусмотрен ряд мероприятий (пункты 1-6 таблицы 1).
Создание условий для улучшения качества предоставляемых социальных услуг, внедрения инновационных технологий работы с социально уязвимыми группами населения определяется программными мероприятиями (пункты 7-15 таблицы 1) в рамках следующих направлений:
развитие сети учреждений, служб социальной защиты населения;
проведение организационных мероприятий для малоимущих граждан;
обеспечение учреждений системы социальной защиты населения квалифицированными кадрами;
внедрение инновационных технологий, форм и методов социальной работы.
В целях решения задачи содействия трудоустройству граждан, испытывающих трудности в поиске работы, предусмотрены мероприятия, обозначенные в пунктах 16-21 таблицы 1.
С целью создания информационно-аналитической системы социальной защиты населения предполагается выполнение мероприятий, перечисленных в пунктах 22-23 таблицы1.
Общий объем финансирования мероприятий, направленных на решение задачи предоставления малоимущим гражданам и малоимущим семьям с детьми, гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, адресной социальной поддержки в денежной или натуральной форме, составляет 8316854 тыс. руб.
Общий объем финансирования мероприятий, направленных на решение задачи создания условий для улучшения качества предоставления социальных услуг, применения инновационных технологий работы с социально уязвимыми группами населения, составляет 115302 тыс. руб.
Общий объем финансирования мероприятий, направленных на решение задачи содействия трудоустройству граждан, испытывающих трудности в поиске работы, составляет 79693 тыс. руб.
Общий объем финансирования мероприятий, направленных на решение задачи создания автоматизированной информационной системы учета и контроля предоставления мер социальной поддержки малоимущим гражданам и малоимущим семьям с детьми, гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, составляет 5368 тыс. руб.
Для оценки эффективности и результативности решения задач, определенных программой, предлагается использование системы целевых индикаторов, характеризующих ход ее реализации (таблица 2).
Социально-экономическая эффективность реализации программы заключается в адресности предоставляемой малоимущим гражданам и малоимущим семьям с детьми, гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, социальной поддержки, в содействии трудоустройству трудоспособных граждан, а также в привлечении средств местных бюджетов (по согласованию) и внебюджетных источников на реализацию дополнительных мер социальной поддержки, направленных на самообеспечение граждан и преодоление иждивенчества.
Реализация программы снизит социальную напряженность среди малоимущих слоев населения, позволит за счет индивидуального подхода экономно распределять средства краевого бюджета и обеспечит доступность государственной поддержки для нуждающихся в ней граждан.
Средства на оказание малоимущим гражданам и малоимущим семьям с детьми, гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, социальной поддержки предусматриваются в краевом бюджете { в редакции закона Алтайского края от 24 декабря 2007 года N 141-ЗС (вступление в силу 1 января 2008 года) }.
Органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов могут устанавливать меры социальной поддержки, в частности, разрабатывать программы адресной помощи, в которых в качестве ресурсного обеспечения используются средства местных бюджетов и внебюджетных источников { в редакции закона Алтайского края от 24 декабря 2007 года N 141-ЗС (вступление в силу 1 января 2008 года) }.
Социальная поддержка имеет заявительный характер и оказывается:
малоимущим гражданам и семьям со среднедушевым доходом, размер которого ниже величины прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения, установленной в Алтайском крае { в редакции закона Алтайского края от 24 декабря 2007 года N 141-ЗС (вступление в силу 1 января 2008 года) };
другим категориям граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Решение об оказании гражданам социальной поддержки, а также о ее форме и размере принимается комиссией при уполномоченном органе по месту жительства в сфере социальной защиты населения (далее - орган социальной защиты населения) с учетом нуждаемости { в редакции закона Алтайского края от 24 декабря 2007 года N 141-ЗС (вступление в силу 1 января 2008 года) }.
Условием предоставления социальной поддержки считается наличие трудной жизненной ситуации, с которой заявитель не может справиться самостоятельно, используя все доступные способы. Каждая трудная жизненная ситуация рассматривается индивидуально.
Контроль за реализацией программы осуществляет Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Исполнители мероприятий программы представляют информацию о ходе ее реализации в Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне ежеквартально, до 15-го числа месяца, следующего за отчетным.
Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне ежегодно, в феврале, информирует Администрацию Алтайского края и Алтайский краевой Совет народных депутатов о ходе реализации программы.
Мероприятия программы
N | Наименование мероприятий | Потребность в финансировании (тыс.руб.) | Источники финансирования | Исполнитель | Ожидаемый результат реализации мероприятий | |||||
всего | 2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
1 | Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг | 5897714 | 1381743 | 1446685 | 1504552 | 1564734 | краевой бюджет | Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне; | оптимизация расходов на выплату субсидий | |
2 | Оказание единовременной денежной помощи малоимущим гражданам и малоимущим семьям сдетьми, находящимся в трудной жизненной ситуации | 31570 | 7396 | 7744 | 8054 | 8376 | краевой бюджет | Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне | увеличение по сравнению с 2006 годом числа малоимущих граждан, повысивших доходы за счет помощи, оказанной в денежном выражении | |
3 | Оказание помощи в денежной форме в соответствии с муниципальными программами (по согласованию с Главным управлением Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне) | 83522 | 19568 | 20488 | 21307 | 22159 | краевой бюджет | органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (по согласованию); | увеличение по сравнению с 2006 годом числа малоимущих граждан, повысивших доходы за счет помощи, оказанной в денежном выражении | |
70923 | 16616 | 17397 | 18093 | 18817 | местные бюджеты* | |||||
4 | Оказание помощи в натуральной форме (предоставление топлива, продуктов питания, одежды, обуви и т.д.) | 179335 | 42015 | 43990 | 45750 | 47580 | местные бюджеты*, внебюджетные источники | органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов (по согласованию); | увеличение в 1,3 раза по сравнению с 2006 годом количества малоимущих граждан, повысивших доходы за счет помощи в натуральн ой форме | |
5 | Организация оздоровления и отдыха детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации | 105400 | 26350 | 26350 | 26350 | 26350 | федеральный бюджет** | Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне; | обеспечение оздоровления (в лагерях различных типов) 10 процентов детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации | |
6 | Выплата ежемесячного пособия на ребенка | 1948390 | 456478 | 477932 | 497049 | 516931 | краевой бюджет | Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне; | материальная поддержка свыше 200 тысяч малоимущих семей, воспитывающих детей | |
7 | Ввод в эксплуатацию краевого государственного стационарного учреждения социального обслуживания "Поспелихинский дом-интернат малой вместимости для пожилых людей и инвалидов" | 17740 | - | 7000 | 10740 | - | краевой бюджет | Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне; | обеспечение 25 престарелых граждан стационарным обслуживанием | |
8 | Ввод в эксплуатацию филиала краевого государственного стационарного учреждения социального обслуживания "Ребрихинский дом-интернат для перстарелых и инвалидов" в селе Усть-Мосиха | 25730 | - | 7000 | 18730 | - | краевой бюджет | Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне; | обеспечение 28 престарелых граждан стационарным обслуживанием | |
9 | Ввод в эксплуатацию блока вспомогательных помещений краевого государственного стационарного учреждения социального обслуживания "Яготинский дом-интернат малой вместимости для пожилых людей и инвалидов" | 12410 | - | 8000 | 4410 | - | краевой бюджет | Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне; | дополнительное обеспечение 13 престарелых граждан стационарным обслуживанием | |
10 | Развитие и укрепление материально-технической базы отделений социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов | 4400 | 700 | 1080 | 1100 | 1520 | краевой бюджет | Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне | обеспечение доступного социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов | |
11 | Организация на базе учреждений социального обслуживания населения деятельности краевых экспериментальных площадок по внедрению инновационных технологий | 640 | 150 | 157 | 163 | 170 | краевой бюджет | Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне | повышение качества социального обслуживания населения, внедрение перспективных социальных технологий, инновационных форм и методов социальной работы | |
12 | Работа по повышению квалификации кадров учреждений системы социальной защиты населения: | Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне | повышение профессионализма кадров учреждений системы социальной защиты населения, престижа профессии | |||||||
конкурс среди воспитателей социальных приютов; | 120 | - | 55 | - | 65 | краевой бюджет | ||||
конкурс среди социальных работников, обслуживающих детей-инвалидов на дому; | 115 | 50 | - | 65 | - | краевой бюджет | ||||
конкурс среди социальных работников, обслуживающих граждан пожилого возраста и инвалидов на дому | 220 | 100 | 120 | краевой бюджет | ||||||
13 | Организация в поселениях, муниципальных районах и городских округах мероприятий для малоимущих, посвященных: Международному дню пожилых людей; | 50297 | 11784 | 12338 | 12831 | 13344 | местные бюджеты*, внебюджетные источники | органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов (по согласованию); | содействие в реабилитации более 500 тыс. социально незащищенных граждан | |
14 | Проведение для воспитанников социальных приютов праздника, посвященного Дню защиты детей | 230 | 50 | 55 | 60 | 65 | краевой бюджет | Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне | осуществление адаптации в обществе воспитанников социальных приютов | |
15 | Внедрение технологии государственного заказа на реализацию социально значимых проектов некоммерческих организаций | 3400 | 500 | 700 | 1000 | 1200 | краевой бюджет | Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне | повышение качества предоставляемых услуг, расширение спектра оказываемых услуг | |
16 | Информирование граждан о положении на рынке труда, включая организацию специализированных ярмарок вакансий и учебных рабочих мест | 310 | 73 | 76 | 79 | 82 | краевой бюджет*** | управление государственной службы занятости населения Алтайского края { в редакции /content/ngr/RU22DMJ200700501.doc (вступление в силу 1 января 2008 года) } | охват информационными услугами 20,0 тыс. человек в год, организация участия в ярмарках вакансий и учебных рабочих мест 1,5 тыс. человек | |
17 | Организация общественных, временных работ для одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; | 25887 | 6065 | 6350 | 6604 | 6868 | краевой бюджет*** | управление государственной службы занятости населения Алтайского края { в редакции /content/ngr/RU22DMJ200700501.doc (вступление в силу 1 января 2008 года) } | трудоустройство на условиях временной занятости около 3,0 тыс. человек в год, в том числе: одиноких и многодет ных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, детей-инвалидов, -2,8 тыс. человек; | |
18 | Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из малообеспеченных семей, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации | 35957 | 8424 | 8820 | 9173 | 9540 | краевой бюджет*** | управление государственной службы занятости населения Алтайского края { в редакции /content/ngr/RU22DMJ200700501.doc (вступление в силу 1 января 2008 года) } | трудоустройство на условиях временной занятости в свободное от учебы время свыше 10,0 тыс. несовершеннолетних граждан в год, в том числе: из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей-800 человек; | |
19 | Содействие организации самозанятостибезработных малоимущих граждан | 40 | 9 | 10 | 10 | 11 | краевой бюджет*** | управление государственной службы занятости населения Алтайского края { в редакции /content/ngr/RU22DMJ200700501.doc (вступление в силу 1 января 2008 года) } | предоставление более 80 безработным гражданам в год комплекса информационных и консультационных услуг, финансовой помощи для организации предпринимательской деятельности | |
20 | Оказание услуг по психологической поддержке и социальной адаптации безработных малоимущих граждан | 639 | 150 | 157 | 163 | 169 | краевой бюджет*** | управление государственной службы занятости населения Алтайского края { в редакции /content/ngr/RU22DMJ200700501.doc (вступление в силу 1 января 2008 года) } | обучение около 150 человек в год в клубах активного поиска работы "Новый старт", "Клуб ищущих работу", "Женская самозанятость и предпринимательство" | |
21 | Профессиональное обучение и профессиональная ориентация безработных малоимущих граждан | 16860 | 3950 | 4136 | 4301 | 4473 | краевой бюджет*** | управление государственной службы занятости населения Алтайского края { в редакции /content/ngr/RU22DMJ200700501.doc (вступление в силу 1 января 2008 года) } | повышение профессиональног о мастерства более 1,0 тыс. безработных в год | |
22 | Создание единой базы (регистра) данных о получателях различных видов социальной поддержки | 5156 | - | 4095 | 537 | 524 | краевой бюджет | Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне; | создание условий для беспрепятственного получения социальной поддержки; | |
23 | Мониторинг результативности и экономической эффективности реализации программы | 212 | 50 | 52 | 54 | 56 | краевой бюджет | Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне | повышение социальной результативности и экономической эффективности предоставления социальной поддержки нуждающимся гражданам и обслуживания населения | |
Итого | 8517217 | 1982121 | 2100767 | 2191175 | 2243154 |