Недействующий

Об утверждении республиканской целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2007-2012 годах"

     

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Проблема аварийности, связанная с автомобильным транспортом (далее - аварийность), в последнее десятилетие приобрела особую остроту в связи с несоответствием дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества и государства в безопасном дорожном движении, недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения и крайне низкой дисциплиной участников дорожного движения.

Основными видами дорожно-транспортных происшествий в республике являются наезд на пешехода, препятствие и стоящее транспортное средство, а также столкновение и опрокидывание. Большинство из указанных дорожно-транспортных происшествий связано с нарушениями правил дорожного движения водителями транспортных средств - это и неправильный выбор скорости движения, и выезд на полосу встречного движения, и дорожно-транспортное происшествие, совершенное водителем, находившимся в состоянии опьянения.

Наиболее многочисленной и самой уязвимой группой участников дорожного движения являются пешеходы.

Начиная с 2000 года, в среднем ежегодно в Республике Дагестан совершается около 1400 дорожно-транспортных происшествий, погибает более 430 и получают увечья до 1700 человек, в том числе около 40 и до 200 несовершеннолетних в возрасте до 16 лет соответственно.

Произведенный по Республике Дагестан расчет свидетельствует, что за 2005 год социально-экономический ущерб только от гибели и ранения людей составил 2378,3 млн.рублей (в ценах 2004 года).

Крайне высокой остается тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий. За последние десять лет на дорогах республики пострадало свыше 20,5 тысячи человек, из них 4315 погибли. Это более 21 погибшего на 100 пострадавших граждан. Около 55 процентов составляют люди наиболее активного, трудоспособного возраста - 20-45 лет.

Изучение особенностей современного дорожно-транспортного травматизма показывает, что происходит постепенное увеличение количества дорожно-транспортных происшествий, в результате которых пострадавшие получают травмы, характеризующиеся особой степенью тяжести. Несвоевременное оказание медицинской помощи на месте дорожно-транспортных происшествий пострадавшим лицам является одной из основных причин их высокой смертности.

К объективным причинам повышения аварийности в республике следует отнести низкий уровень технического обеспечения средствами контроля за соблюдением Правил дорожного движения водителями транспортных средств и эксплуатационным состоянием улично-дорожной сети.

Сложившееся положение дел усугубляется неэффективным использованием реальных рычагов воздействия на негативные процессы, происходящие в области обеспечения безопасности дорожного движения. Меры, принимаемые республиканскими органами, не носят целенаправленного характера, не подчинены единой задаче и, как следствие, не могут коренным образом изменить существующие негативные тенденции в этой области. Кроме того, в условиях дотационности республиканского бюджета существенно снижаются возможности для решения задач по обеспечению безопасности дорожного движения в республике.

Система обеспечения безопасности дорожного движения, сформированная без применения программно-целевого метода, характеризуется недостаточной комплексностью и отсутствием эффективного механизма координации действий органов исполнительной власти, что ведет к разобщенности при осуществлении деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Все это привело к тому, что аварийность на автотранспорте в республике стала одной из серьезнейших социально-экономических проблем. Особую остроту она приобрела в последние годы из-за возрастающей диспропорции между приростом количества автотранспортных средств и протяженностью улично-дорожной сети.

На фоне практической неизменности последнего показателя (около 11,7 тыс.км) и роста численности населения (за последние 10 лет почти на 600 тыс.человек) общее количество зарегистрированных автомобилей увеличилось на 70 тысяч и составило 205 тысяч единиц. Если к этому добавить транзитный и временно не учтенный транспорт, то их число возрастает еще наполовину.

Ввиду отсутствия альтернативных видов транспорта для перевозки пассажиров и грузов, в отличие от других регионов России, где в этих целях используется водный, воздушный и железнодорожный транспорт, автомобиль и состояние автомобильных дорог занимают ключевое место в развитии экономики республики, обеспечении жизнедеятельности народно-хозяйственного комплекса и социальной сферы.