Наименование подпрограммы | - подпрограмма "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" республиканской целевой программы "Жилище" на 2006 -2010 годы |
Дата принятия решения о разработке подпрограммы | - постановление Правительства Республики Хакасия от 15.02.2006 N 22 "О разработке республиканской целевой программы "Жилище" на 2006 - 2010 годы" |
Государственный заказчик | - Министерство по градостроительной и жилищной политике Республики Хакасия |
Цель и задачи подпрограммы | - целью подпрограммы является создание условий для приведения жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания. Задачами подпрограммы являются: строительство и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры; повышение эффективности управления объектами коммунальной инфраструктуры; привлечение средств внебюджетных источников (в том числе средств частных инвесторов, кредитных средств и личных средств граждан) для финансирования проектов строительства и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели | - снижение уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры; увеличение доли средств внебюджетных источников в общем объёме инвестиций в модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры; увеличение доли частных компаний, управляющих объектами коммунальной инфраструктуры на основе концессионных соглашений и других договоров, в общем количестве всех организаций коммунального комплекса |
Сроки и этапы реализации подпрограммы | - 2006 - 2010 годы, в том числе: первый этап - 2006 - 2007 годы; второй этап - 2008 - 2010 годы |
Объёмы и источники финансирования подпрограммы | общий объём финансирования подпрограммы составляет 829 426 тыс. рублей, в том числе: субсидии бюджетам муниципальных образований из республиканского бюджета Республики Хакасия - 586 818 тыс. рублей; предполагаемые средства местных бюджетов – 175 408 тыс. рублей; средства внебюджетных источников – 67 200 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы и показатели социально- экономической эффективности | - снижение уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры: в 2007 году - до 68 процентов; к 2010 году - до 64 процентов. Увеличение доли средств внебюджетных источников в общем объёме инвестиций в модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры: в 2007 году - до 20 процентов; к 2010 году - до 50 процентов. Увеличение доли частных компаний, управляющих объектами коммунальной инфраструктуры на основе концессионных соглашений и других договоров, в общем количестве всех организаций коммунального комплекса: в 2007 году - на 5 процентов; к 2010 году - на 25 процентов |
1. Введение
Подпрограмма "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" республиканской целевой программы "Жилище" на 2006 - 2010 годы (далее - подпрограмма) предусматривает повышение качества предоставления коммунальных услуг для населения и создание условий, необходимых для привлечения организаций различных организационно-правовых форм к управлению объектами коммунальной инфраструктуры, а также средств внебюджетных источников для строительства и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.
Подпрограмма направлена на обеспечение надёжного и устойчивого обслуживания потребителей коммунальных услуг, снижение сверхнормативного износа объектов коммунальной инфраструктуры, модернизацию этих объектов путём внедрения ресурсо-энергосберегающих технологий, разработку и внедрение мер по стимулированию эффективного и рационального хозяйствования организаций коммунального комплекса, привлечение средств внебюджетных источников.
2. Характеристика проблемы
В настоящее время деятельность коммунального комплекса Республики Хакасия характеризуется низким качеством предоставления коммунальных услуг и неэффективным использованием топливно-энергетических и природных ресурсов.
Основными причинами этих проблем являются:
высокий уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры и их технологическая отсталость;
низкая эффективность системы управления в этом секторе экономики, непрозрачные методы ценообразования на услуги организаций коммунального комплекса республики.
Износ и технологическая отсталость объектов коммунальной инфраструктуры связаны с недостатками проводимой в предыдущие годы тарифной политики, которая не обеспечивала реальных финансовых потребностей организаций коммунального комплекса в модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, не формировала стимулы к сокращению затрат. Административные принципы управления коммунальной инфраструктурой сформировали систему, при которой у организаций коммунального комплекса отсутствуют стимулы к повышению эффективности производства и снижению издержек. Несовершенство процедур тарифного регулирования и договорных отношений в коммунальном комплексе формирует высокие инвестиционные риски и препятствует привлечению средств внебюджетных источников в этот сектор экономики.
Следствием износа и технологической отсталости объектов коммунальной инфраструктуры является низкое качество предоставления коммунальных услуг. Уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры составляет сегодня в среднем 70 процентов.
Протяженность коммунальных тепловых сетей составляет 571 км, водопроводных сетей предприятий жилищно-коммунального хозяйства -1387 км, канализационных сетей - 856,1 км. Установленная пропускная способность очистных сооружений канализации равняется 41370 тыс. куб. м в год, водопровода - 93820 тыс. куб. м в год.
В целом по Республике Хакасия (по состоянию на 1 января 2006 г.) износ котельных составляет 60 процентов, сетей водопровода - 70 процентов, сетей канализации - 71 процент, тепловых сетей - 78 процентов, электрических сетей - 69 процентов, водопроводных насосных станций -58 процентов, канализационных насосных станций - 48 процентов, очистных сооружений водопровода - 70 процентов, очистных сооружений канализации - 71 процент, трансформаторных подстанций - 53 процента.
Планово-предупредительный ремонт сетей и оборудования систем водоснабжения, коммунальной энергетики практически полностью уступил место аварийно-восстановительным работам. Это ведет к снижению надёжности работы объектов коммунальной инфраструктуры.
Неэффективное использование топливно-энергетических и природных ресурсов выражается в высоких потерях воды, тепловой и электрической энергии в процессе производства и транспортировки ресурсов до потребителей.
Вследствие износа объектов коммунальной инфраструктуры суммарные потери в тепловых сетях достигают 30 процентов произведённой тепловой энергии. Потери, связанные с утечками теплоносителя из-за коррозии труб, составляют 10-15 процентов. Ветхое состояние тепловых сетей становится причиной отключения теплоснабжения домов в зимний период.
Централизованное водоснабжение имеют 39 процентов населённых пунктов республики, 8 процентов - централизованное водоотведение. Водопроводную воду использует 70 процентов населения. Остальная часть употребляет воду из шахтных и трубчатых колодцев.
Основная часть водопроводов построена в 1960 -70-х годах. Многие из них физически устарели, а некоторые находятся в неисправном состоянии. Утечки и неучтённый расход воды при транспортировке в системах водоснабжения в ряде территорий достигают 40 процентов поданной в сеть воды. Реновация сетей практически не производится.
Около 40 процентов водопроводов не отвечают санитарным нормам. Имеющиеся водопроводные сети не обеспечивают полной потребности в хозяйственном водоснабжении по качеству и количеству воды. При сохранении существующих темпов и объёмов ремонтно-восстановительных работ реальна угроза выхода из строя систем водоснабжения ряда поселений муниципальных районов.
Установленная пропускная способность очистных сооружений канализации равняется 41370 тыс. куб. м в год. Требуют срочной модернизации более 40 процентов мощностей. Сброс стоков производится на ландшафт либо в бассейны рек, озёр и водохранилищ. Антропогенная нагрузка на окружающую среду, образуемая в существующем объёме водопотребления и водоотведения, в ближайшее время будет превышать возможности ассимиляции указанных нагрузок.
Еще одной причиной высокого уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры является недоступность долгосрочных инвестиционных ресурсов для организаций коммунального комплекса. Как следствие, у этих организаций нет возможности осуществить проекты модернизации объектов коммунальной инфраструктуры без значительного повышения тарифов. Привлечение инвестиционных и заёмных средств на длительный период могло бы позволить организациям коммунального комплекса снизить издержки предоставления коммунальных услуг за счёт модернизации объектов коммунальной инфраструктуры и обеспечить возвратность кредитов и окупаемость инвестиций без значительного повышения тарифов.
Для повышения качества предоставления коммунальных услуг и эффективности использования природных ресурсов необходимо обеспечить реализацию предлагаемой модернизации объектов коммунальной инфраструктуры республики.
Строительство и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры позволит:
обеспечить более комфортные условия проживания населения Республики Хакасия путем повышения качества предоставления коммунальных услуг;
снизить потребление энергетических ресурсов в результате снижения потерь в процессе производства и доставки энергоресурсов потребителям;
обеспечить более рациональное использование водных ресурсов.