Безопасность образовательного учреждения - это условие сохранения жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников, а также материальных ценностей образовательного учреждения от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций.
Безопасность образовательного учреждения включает все виды безопасности, содержащиеся в Федеральном законе от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании", и в первую очередь: пожарную безопасность, электрическую безопасность, взрывобезопасность, безопасность, связанную с техническим состоянием среды обитания.
Среди различных видов безопасности для образовательных учреждений приоритетными являются пожарная, электрическая и техническая безопасность. Все они являются взаимосвязанными и их обеспечение должно решаться во взаимосвязи.
Настоящее положение с материально-техническим оснащением образовательных учреждений характеризуется высокой степенью изношенности основных фондов (зданий, сооружений, оборудования), недостаточным финансированием мероприятий, направленных на повышение инженерной безопасности образовательных учреждений, ослаблением контроля со стороны руководителей за поддержанием их в исправном состоянии.
На 1 января 2006 года 7 (семь) общеобразовательных учреждений, согласно актам осмотра и обследования технического состояния зданий, располагаются и работают в аварийных зданиях: окружная государственная специальная (коррекционная) школа-интернат N 7, окружная государственная санаторная школа-интернат, муниципальная вечерняя школа, муниципальная средняя общеобразовательная школа п.Амдерма, муниципальная средняя общеобразовательная школа с.Великовисочное, муниципальная средняя общеобразовательная школа п.Индига, муниципальная основная общеобразовательная школа п.Нельмин Нос. Не в лучших условиях находится и большинство сельских школ округа, где изношенность основных фондов составляет 60% и более.
Наиболее проблемными остаются вопросы, связанные с выполнением противопожарных мероприятий, требующих вложения значительных финансовых средств.
Характерными недостатками по обеспечению пожарной безопасности на объектах образования являются:
- недостаточные знания и навыки поведения обучающихся и сотрудников в чрезвычайных ситуациях и в случаях пожаров;
- отсутствие или неисправность систем автоматической пожарной сигнализации и оповещения людей при пожаре;
- неукомплектованность отдельных объектов первичными средствами пожаротушения;
- эксплуатация с нарушениями требований норм электроустановок и устаревших электросетей, которые требуют замены;
- невыполнение работ по противопожарной обработке чердачных перекрытий и сгораемой отделки путей эвакуации.
Муниципальные образования не могут в полном объеме профинансировать мероприятия по обеспечению пожарной безопасности образовательных учреждений без финансовой поддержки окружного бюджета.
Все это может привести к несчастным случаям и пожарам.
Положение дел с обеспечением пожарной безопасности является одним из приоритетных направлений в деятельности Управления образования Ненецкого автономного округа. В 2005-2006 учебном году была проведена проверка 18 образовательных учреждений, где наряду с вопросами охраны труда и техники безопасности первоочередное внимание уделялось вопросам пожарной безопасности.
В четвертом квартале 2005 года из окружного бюджета было выделено 4,1 млн.рублей на приобретение и установку систем автоматической пожарной сигнализации и оповещения о пожаре, которые были установлены на 18 объектах образования.
На 1 сентября 2006 года автоматическая пожарная сигнализация установлена в 22 дошкольных образовательных учреждениях, 27 школах, в 6 учреждениях дополнительного образования детей и 3 учреждениях профессионального образования. В целом это составляет более 60,0% от общего количества образовательных учреждений округа.
Несмотря на принимаемые меры, ситуация с безопасностью образовательных учреждений находится не на должном уровне. За последние 3 года в округе произошло 3 пожара (учебные мастерские муниципальной средней общеобразовательной школы д.Андег, здание клуба в п.Лесозавод, в котором располагались учебные помещения муниципальной средней общеобразовательной школы N 2, здание муниципальной основной общеобразовательной школы в п.Усть-Кара) и 2 возгорания (дошкольный детский дом, муниципальная средняя общеобразовательная школа N 4).
Одним из проблемных вопросов на селе является проверка сопротивления изоляции электросети и заземления оборудования.
Анализ выполненных работ по пожарной безопасности при подготовке к 2006-2007 учебному году показывает, что в ряде образовательных учреждений требуются незамедлительные меры по устранению нарушений пожарной безопасности.
Необходимо шире проводить обучение и тренинг персонала учебных заведений, обучающихся по безопасности, подготовку и переподготовку руководителей по вопросам пожарной безопасности.
Приоритетность обеспечения безопасности образовательных учреждений очевидна. Она является одной из важнейших составляющих государственной политики в области образования и должна подкрепляться надежной финансовой базой.