Действующий

Об областной целевой программе поддержки экспорта в Ростовской области на 2007-2008 годы

Подраздел III. Организационно-правовые основы экспортной политики Ростовской области


Государственная поддержка экспортеров России имеет статус государственной политики и опирается на следующие базовые законодательные акты Российской Федерации:

Федеральный закон от 8 декабря 2003 года N 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров";

распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2003 года N 1493-р "О Концепции развития государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции в Российской Федерации";

постановление Правительства Российской Федерации от 29 июля 2005 года N 466 "О порядке предоставления в 2005 году государственных гарантий Российской Федерации для оказания государственной поддержки экспорта промышленной продукции";

постановление Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2005 года N 249 "Об условиях и порядке предоставления в 2005 году средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства".

Важность экспортной составляющей внешнеэкономической деятельности организаций для Ростовской области обусловлена ее экономической и социальной ролью в развитии региона. Экспорт товаров и услуг обеспечивает поступление в Ростовскую область значительных финансовых ресурсов: доля экспортных поставок в ВРП в 1999-2005 годах составляла 20 - процентов, возврат налога на добавленную стоимость (в 2005 году - 5,8 млрд. руб.) эквивалентен более чем 10 процентам совокупных инвестиций Ростовской области в основной капитал.

В 2005-2006 годах организации-экспортеры получили финансовую поддержку из средств федерального бюджета в размере около 32 млн. рублей, включая более 30 млн. рублей на субсидирование части процентной ставки по экспортным кредитам для пяти организаций-производителей промышленной продукции с высокой долей добавленной стоимости. Совместное финансирование из средств федерального и областного бюджетов обеспечило предоставление 1,5 млн. рублей на субсидирование процентной ставки по экспортным кредитам семи средним и малым предприятиям и 356 тыс. рублей на субсидирование части расходов по участию четырех средних и малых предприятий в выставочно-ярмарочных мероприятиях за рубежом.

Однако финансовая поддержка экспортеров выполняет роль "экспортной премии" и не нацелена на повышение конкурентоспособности производимой экспортной продукции путем снижения текущих производственных затрат.*

В Ростовской области отсутствует организационный механизм, единый центр консолидации и распределения финансовой и технической помощи организациям-экспортерам на открытой конкурсной основе. Отсутствие системности в предоставлении государственной помощи приоритетным группам организаций-экспортеров снижает результативность финансовой поддержки, и, как следствие, не позволяет создать достаточных стимулов для их участия в решении социально-экономических задач.

На внешнеторговую активность и международные контакты участников внешнеэкономической деятельности на ближайшие 3-5 лет воздействуют следующие основные факторы:

завершение процесса присоединения России к ВТО;

динамика внешнеполитических и внешнеторговых отношений с Украиной - основным внешнеторговым партнером;

доступ к конкурентным по условиям предоставления финансовым ресурсам;

макроэкономическое укрепление эффективного курса рубля.

Совершенствование товарной структуры экспорта, рост объемов товаров (работ, услуг), создание условий для выхода на зарубежные рынки необходимы для расширения участия организаций Ростовской области в системе мировой торговли. Решение этих задач особенно актуально в ходе присоединения России к ВТО.

Программная разработка данной проблемы позволит влиять на устойчивую тенденцию роста внешнеторгового оборота Ростовской области преимущественно за счет роста экспортных операций, а также усилит конкурентные позиции организаций-экспортеров на внешних рынках.